Найти в Дзене
Мастер Творцов

Густав Климт – «Портрет Адели Блох-Бауэр I» (1903-1907 годы)

Густав Климт – «Портрет Адели Блох-Бауэр I» Данная работа, которую многие по праву считают лучшей картиной в творческой карьере Густава Климта (годы жизни 1862-1918), возможно, также является и его самой известной, и всё благодаря её центральной роли в одном из самых громких случаев кражи произведений искусства немецкими нацистами. Из всех многочисленных женщин, которых Климт писал с натуры, Адель Блох-Бауэр (годы жизни 1881-1925) – жена венского банкира и сахарного магната Фердинанда Блох-Бауэра (годы жизни 1864-1945) – была одной из его самых любимых моделей. Она позировала для двух его портретов и послужила моделью для нескольких других картин, включая его знаменитую работу «Юдифь и Голова Олоферна» (1901 год). Хотя и ходили слухи, что у Климта были романтические отношения со многими женщинами, которых он рисовал, его крайняя сдержанность привела к тому, что среди учёных до сих пор нет единого мнения относительно точной природы их взаимоотношений с Аделью Блох-Бауэр. В основе своей
Густав Климт – «Портрет Адели Блох-Бауэр I»
Густав Климт – «Портрет Адели Блох-Бауэр I»

Данная работа, которую многие по праву считают лучшей картиной в творческой карьере Густава Климта (годы жизни 1862-1918), возможно, также является и его самой известной, и всё благодаря её центральной роли в одном из самых громких случаев кражи произведений искусства немецкими нацистами. Из всех многочисленных женщин, которых Климт писал с натуры, Адель Блох-Бауэр (годы жизни 1881-1925) – жена венского банкира и сахарного магната Фердинанда Блох-Бауэра (годы жизни 1864-1945) – была одной из его самых любимых моделей. Она позировала для двух его портретов и послужила моделью для нескольких других картин, включая его знаменитую работу «Юдифь и Голова Олоферна» (1901 год).

Хотя и ходили слухи, что у Климта были романтические отношения со многими женщинами, которых он рисовал, его крайняя сдержанность привела к тому, что среди учёных до сих пор нет единого мнения относительно точной природы их взаимоотношений с Аделью Блох-Бауэр.

В основе своей картина посвящена растворению реального в чистой абстрактной форме. Хотя художник и изображает натурщицу сидящей, практически невозможно различить форму стула или же отделить формы её одежды от заднего фона. В то время Климта в значительной степени не волновало изображение характера его модели и ещё меньше – указание места и контекста, что было обычным явлением во всех ранних портретах его кисти.

Биограф Климта – Фрэнк Уитфорд (годы жизни 1941-2014) – описал картину как «самый сложный пример тирании декоративности» в творчестве живописца. Использование листового золота и серебра подчёркивает драгоценность украшений, которые носит на себе Блох-Бауэр, а также глубину любви к ней Фердинанда, заказавшего картину.

Работа прочно помещается в так называемую «Золотую Фазу» Климта из первого десятилетия XX века, когда он использовал в своих картинах десятки золотых узоров и оттенков металла для того, чтобы создать все эти сверкающие эффекты. Вовсе неудивительно, что когда картину получила Галерея Бельведер в Вене – столице Австрии – её тут же переименовали в «Даму в Золотом», под этим именем её иногда описывают и сегодня.

Несмотря на переход к современной абстракции, творчество Климта, тем не менее, опирается и на несколько более старых источников. Наиболее заметными из них являются византийские мозаики в Базилике Сан-Витале в Равенне (Италия), которую Климт посещал в декабре месяце 1903 года. Во многих из этих мозаик используется очень даже похожий плоский золотой фон, и на них изображена усыпанная драгоценностями византийская императрица Феодора (годы жизни 500-548 нашей эры). Изображение Климтом колье, которое носит на себе Адель Блох-Бауэр на данном конкретном портрете, было создано по образцу именно старых мозаик.

Искусствоведы также связывают изображение глаз на платье натурщицы с египетскими мотивами, в то время как завитки, спирали и другие декоративные элементы, основанные на инициалах Блох-Бауэр, вполне возможно, могут напомнить нам узоры из древних Микен и классической Греции.

Адель умерла в 1925 году. Поскольку Блох-Бауэры были евреями, все активы Фердинанда стали объектами нацистского разграбления после аннексии Австрии и западной части Чехословакии в 1938, в конечном итоге Фердинанд был вынужден бежать в Швейцарию. Нацисты повесили картину в венской Галерее Бельведер, которая для начала переименовала её, а затем и вовсе заявила во всеуслышание, что никакой кражи произведений искусства не было. Фердинанд скончался в 1945 году, но перед этим завещал конфискованные у него картины (включая портрет его супруги и пять других картин кисти Климта) своему племяннику и двум племянницам.

Среди прочих была и Мария Альтман (годы жизни 1916-2011), которая в 2000 подала судебный иск о возврате картин семье. Громкое дело, которое рассматривалось в Верховном суде США, в конечном итоге увенчалось успехом, и в 2006 году все картины были возвращены семейству Блох-Бауэров. В июне того же года Альтман продала «Портрет Адели Блох-Бауэр I» американскому коллекционеру произведений искусства и косметическому магнату Рональду Лаудеру (родился в 1944 году) за 135 миллионов долларов США, что на тот момент стало рекордной суммой продажи любой картины.

Впоследствии Лаудер передал портрет в основанную им Новую Галерею в Нью-Йорке (штат Нью-Йорк, США), которая целиком и полностью посвящена немецкому и австрийскому искусству, где она и находится в постоянной экспозиции и в наши дни. Не исключаем, что это самый известный пример кражи произведений искусства нацистами, которому посвящено великое множество статей, книг и разных фильмов.

  • Художник – Густав Климт
  • Название – «Портрет Адели Блох-Бауэр I»
  • Год создания – 1903-1907
  • Размеры – 140 х 140 сантиметров
  • Материал – Масло, листовое золото и серебро на холсте
  • Место нахождения – Новая Галерея (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США)