Найти в Дзене
arts_tobe - просто об искусстве

Что не так с агнцем с Гентского алтаря?

Гентский алтарь, или «Поклонение Мистическому Агнцу», — один из самых знаменитых и загадочных шедевров мирового искусства. Написанный братьями Яном и Хубертом ван Эйками и освящённый в 1432 году, этот полиптих пережил века, кражи, войны и многочисленные реставрации. Но самая поразительная его тайна была скрыта почти 500 лет и открылась миру лишь благодаря современным исследованиям. Работа над алтарём была начата Хубертом ван Эйком и завершена его младшим братом Яном после смерти Хуберта. Об этом свидетельствует надпись на раме, где Ян, уже признанный мастер, скромно называет себя «вторым в искусстве». Алтарь был заказан для семейной капеллы в церкви Святого Иоанна Богослова (ныне собор Святого Бавона в Генте) богатым горожанином Йосом Вейдтом и его женой Елизаветой Борлют (их портреты можно видеть на внешних створках алтаря). Это грандиозное произведение состоит из 24 панелей с изображением около 300 фигур. Его сюжет строится на идее искупления человечества через жертву Христа. В закры

Гентский алтарь, или «Поклонение Мистическому Агнцу», — один из самых знаменитых и загадочных шедевров мирового искусства. Написанный братьями Яном и Хубертом ван Эйками и освящённый в 1432 году, этот полиптих пережил века, кражи, войны и многочисленные реставрации. Но самая поразительная его тайна была скрыта почти 500 лет и открылась миру лишь благодаря современным исследованиям.

Работа над алтарём была начата Хубертом ван Эйком и завершена его младшим братом Яном после смерти Хуберта. Об этом свидетельствует надпись на раме, где Ян, уже признанный мастер, скромно называет себя «вторым в искусстве». Алтарь был заказан для семейной капеллы в церкви Святого Иоанна Богослова (ныне собор Святого Бавона в Генте) богатым горожанином Йосом Вейдтом и его женой Елизаветой Борлют (их портреты можно видеть на внешних створках алтаря).

Ян и Губерт ван Эйк.
Ян и Губерт ван Эйк.

Это грандиозное произведение состоит из 24 панелей с изображением около 300 фигур. Его сюжет строится на идее искупления человечества через жертву Христа.

В закрытом виде (в будни) на створках можно увидеть изображение пророков, сцену Благовещения, а также фигуры донаторов, молящихся перед статуями Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова.

По праздникам алтарь демонстрируют в открытом положении. И тогда в центре композиции можно увидеть поклонение Агнцу Божьему. В верхнем ряду на троне восседает Бог-Отец (или Христос-Царь), окружённый Девой Марией, Иоанном Крестителем, ангелами и обнажёнными Адамом и Евой. Внизу - святые, пророки, мученики и праведники всех эпох стекаются к алтарю, на котором стоит Агнец — символ жертвы Христа.

-4
-5

Центральный образ всей композии — Агнец (Agnus Dei). Он стоит на алтаре, и кровь из его груди стекает в чашу, символизируя Евхаристию (причастие). Этот образ отсылает к словам Иоанна Крестителя: «Вот Агнец Божий, Который берёт на себя грех мира» (Ин. 1:29), а также к Апокалипсису, где Агнец предстаёт как победитель и судья.

Фрагмент Алтаря нижний ряд: Поклонение агнцу.
Фрагмент Алтаря нижний ряд: Поклонение агнцу.

Долгие годы посетители собора видели агнца со спокойным, почти нейтральным выражением морды. Однако в ходе масштабной реставрации появилось невероятное открытие...

-7

Современные технологии (макро-рентгенофлуоресцентный анализ) и кропотливая работа показали, что около 70% поверхности алтаря было скрыто под поздними слоями краски. Реставраторы Ланселот Блондеель и Ян Скорель, пытаясь обновить потемневший лак и скрыть повреждения, кардинально изменили облик Агнца.

Когда слои были аккуратно удалены, миру явился первоначальный замысел ван Эйков. У агнца обнаружились большие, широко открытые глаза, смотрящие прямо на зрителя, более короткая морда с чёткими графичными чертами, а также выразительные, почти человеческие черты лица — крупные ноздри и чётко очерченные губы.

Это антропоморфное (очеловеченное) выражение было преднамеренным художественным приёмом. Художники хотели, чтобы зритель не просто видел в фигуре символического барашка, а встретился взглядом с самим Христом, осознавая его жертву и искупительную миссию. После реставрации агнец приобрёл «гораздо более выразительный и впечатляющий» вид, вызывающий интенсивное, глубокое взаимодействие.

-10

Сегодня алтарь находится под беспрецедентной охраной. После 15 лет работы третий, финальный этап реставрации верхних панелей завершится к весне 2027 года, после чего весь алтарь вернётся в собор. С 2021 года алтарь помещён в специальную капеллу за пуленепробиваемым стеклом с климат-контролем, что обошлось в 5 миллионов евро.

Гентский алтарь по-прежнему хранит секреты. Благодаря титаническому труду реставраторов мы наконец можем увидеть Агнца таким, каким его задумали братья ван Эйки — не абстрактным символом, а воплощением безмолвного, всепонимающего и жертвенного взгляда, обращённого к человечеству сквозь века.

-11

Спасибо, что дочитали до конца! ✅

❗️МОЯ КНИГА "СВЯТЫЕ ГРЕШНИЦЫ. ЖЕНСКИЕ СУДЬБЫ В ПИСАНИИ" УЖЕ В ПРОДАЖЕ. Купить книгу можно на ВБ , ОЗОН, а также в книжных магазинах Читай-город и Буквоед ❗️

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:) Еще больше интересного про искусство простым языком в тг-канале.

Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: