Найти в Дзене
arts_tobe - просто об искусстве

«Царевна-Лебедь»: что скрывает картина Врубеля?

Подобно миражу, возникающему из морской мглы, «Царевна-Лебедь» Михаила Врубеля манит и завораживает. Художник создал не просто иллюстрацию к пушкинской сказке, а живописную тайну, сотканную из музыки, любви и мистических прозрений. Но что скрывает загадочный взгляд царевны, и чьи черты Михаил Врубель запечатлел в этом фантастическом образе?.. История картины неразрывно связана с оперой Николая Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Врубель, работавший над декорациями и костюмами для постановки в Частной опере Саввы Мамонтова, был очарован не только музыкой, но и исполнительницей главной партии — своей женой, блистательной оперной певицей Надеждой Забелой-Врубель. Её голос современники описывали как «ни с чем не сравнимый, ровный-ровный, лёгкий, нежно-свирельный и полный красок». Летом 1900 года, на хуторе Ивановском в Черниговской губернии, Врубель приступил к работе над новой картиной. Интересно, что призрачный образ царевны, выплывающей из синей мглы, впервые родился у художник

Подобно миражу, возникающему из морской мглы, «Царевна-Лебедь» Михаила Врубеля манит и завораживает. Художник создал не просто иллюстрацию к пушкинской сказке, а живописную тайну, сотканную из музыки, любви и мистических прозрений.

Но что скрывает загадочный взгляд царевны, и чьи черты Михаил Врубель запечатлел в этом фантастическом образе?..

История картины неразрывно связана с оперой Николая Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Врубель, работавший над декорациями и костюмами для постановки в Частной опере Саввы Мамонтова, был очарован не только музыкой, но и исполнительницей главной партии — своей женой, блистательной оперной певицей Надеждой Забелой-Врубель. Её голос современники описывали как «ни с чем не сравнимый, ровный-ровный, лёгкий, нежно-свирельный и полный красок».

Летом 1900 года, на хуторе Ивановском в Черниговской губернии, Врубель приступил к работе над новой картиной. Интересно, что призрачный образ царевны, выплывающей из синей мглы, впервые родился у художника не на холсте, а… на балалайке. Расписывая народный инструмент для Всемирной выставки в Париже, он создал миниатюрный эскиз будущего шедевра.

-3

Принято считать, что прообразом Царевны-Лебеди стала именно Надежда Забела. Однако сам Врубель создал не костюмированный портрет супруги, а собирательный мифический образ. Сохранившиеся фотографии Забелы в роли царевны лишь подтверждают: художник далеко ушёл от натуры.

Существует версия, согласно которой прототипом Царевны послужила супруга искусствоведа Адриана Прахина – Эмилия Прахова, к которой Врубель одно время испытывал романтические чувства.

Эмилия Прахова.
Эмилия Прахова.

Многие искусствоведы находят связь между обликом «Царевны-Лебеди» и внешностью демона из знаменитой Демонической серии художника...

Так или иначе, Врубель не копировал реальность — он творил свой идеал. В его царевне слились и облик любимой жены, и впечатление от её волшебного голоса, и древние мифологические представления о деве-птице. Это воплощение не земной женщины, а поэтической мечты, музы, сошедшей со сцены на холст.

«Царевна-Лебедь» — существо двойственной природы. Она олицетворяет две стихии: тёмную, холодную водную и одновременно устремлённую ввысь воздушную, небесную. Художник мастерски улавливает мгновение чудесной метаморфозы — превращения девы в птицу, таяния форм в последних лучах заката. Некоторые исследователи видели в ней даже параллель с апокалиптической «Девой-Обидой» из «Слова о полку Игореве».

-6

Образ царевны действительно воплощает двойственность: духовное и демоническое. С одной стороны, в русском фольклоре лебедь часто ассоциируется с чистотой и женственностью. С другой – темную и холодную воду сопоставляем с окутанной мраком и таинственной стороной жизни. Также мы можем увидеть сочетание реалистических деталей (лицо, взгляд, головной убор) и более импрессионистских элементов, как, например, блики на жемчуге, металлические отблески на воде, огненные пятна на островке.

-7

Врубель использовал уникальные технические приёмы, чтобы передать эфемерность образа. Он активно работал мастихином, создавая сложную, мерцающую фактуру, напоминающую перламутровые переливы крыльев. Краски на холсте словно вибрируют, рождая ощущение лёгкого шороха и тающего в сумерках видения. Цветовая гамма построена на тончайших переливах серых, розовых и сизых полутонов, которые окутывают фигуру царевны сияющим ореолом. Даже драгоценности её убора не отвлекают, а лишь усиливают общее впечатление потусторонней, музыкальной красоты.

-8

Картина, завершённая весной 1900 года, практически сразу была приобретена известным меценатом Михаилом Морозовым. Впервые публика увидела её в 1901 году на выставке «36-ти художников». А в 1910 году, по завещанию коллекционера, полотно поступило в Государственную Третьяковскую галерею, где хранится и по сей день.

«Царевна-Лебедь» стала одним из самых любимых образов русской культуры. Александр Блок, вдохновлённый картиной, всегда держал её репродукцию в своём кабинете в Шахматове. Для поэта, как и для многих, эта работа Врубеля была воплощением непостижимой, вечной красоты, находящейся на грани реального и призрачного...

-9

Спасибо, что дочитали до конца! ✅

❗️МОЯ КНИГА "СВЯТЫЕ ГРЕШНИЦЫ. ЖЕНСКИЕ СУДЬБЫ В ПИСАНИИ" УЖЕ В ПРОДАЖЕ. Купить книгу можно на ВБ , ОЗОН, а также в книжных магазинах Читай-город и Буквоед ❗️

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:) Еще больше интересного про искусство простым языком в тг-канале.

Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: