Подобно миражу, возникающему из морской мглы, «Царевна-Лебедь» Михаила Врубеля манит и завораживает. Художник создал не просто иллюстрацию к пушкинской сказке, а живописную тайну, сотканную из музыки, любви и мистических прозрений.
Но что скрывает загадочный взгляд царевны, и чьи черты Михаил Врубель запечатлел в этом фантастическом образе?..
История картины неразрывно связана с оперой Николая Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Врубель, работавший над декорациями и костюмами для постановки в Частной опере Саввы Мамонтова, был очарован не только музыкой, но и исполнительницей главной партии — своей женой, блистательной оперной певицей Надеждой Забелой-Врубель. Её голос современники описывали как «ни с чем не сравнимый, ровный-ровный, лёгкий, нежно-свирельный и полный красок».
Летом 1900 года, на хуторе Ивановском в Черниговской губернии, Врубель приступил к работе над новой картиной. Интересно, что призрачный образ царевны, выплывающей из синей мглы, впервые родился у художника не на холсте, а… на балалайке. Расписывая народный инструмент для Всемирной выставки в Париже, он создал миниатюрный эскиз будущего шедевра.
Принято считать, что прообразом Царевны-Лебеди стала именно Надежда Забела. Однако сам Врубель создал не костюмированный портрет супруги, а собирательный мифический образ. Сохранившиеся фотографии Забелы в роли царевны лишь подтверждают: художник далеко ушёл от натуры.
Существует версия, согласно которой прототипом Царевны послужила супруга искусствоведа Адриана Прахина – Эмилия Прахова, к которой Врубель одно время испытывал романтические чувства.
Многие искусствоведы находят связь между обликом «Царевны-Лебеди» и внешностью демона из знаменитой Демонической серии художника...
Так или иначе, Врубель не копировал реальность — он творил свой идеал. В его царевне слились и облик любимой жены, и впечатление от её волшебного голоса, и древние мифологические представления о деве-птице. Это воплощение не земной женщины, а поэтической мечты, музы, сошедшей со сцены на холст.
«Царевна-Лебедь» — существо двойственной природы. Она олицетворяет две стихии: тёмную, холодную водную и одновременно устремлённую ввысь воздушную, небесную. Художник мастерски улавливает мгновение чудесной метаморфозы — превращения девы в птицу, таяния форм в последних лучах заката. Некоторые исследователи видели в ней даже параллель с апокалиптической «Девой-Обидой» из «Слова о полку Игореве».
Образ царевны действительно воплощает двойственность: духовное и демоническое. С одной стороны, в русском фольклоре лебедь часто ассоциируется с чистотой и женственностью. С другой – темную и холодную воду сопоставляем с окутанной мраком и таинственной стороной жизни. Также мы можем увидеть сочетание реалистических деталей (лицо, взгляд, головной убор) и более импрессионистских элементов, как, например, блики на жемчуге, металлические отблески на воде, огненные пятна на островке.
Врубель использовал уникальные технические приёмы, чтобы передать эфемерность образа. Он активно работал мастихином, создавая сложную, мерцающую фактуру, напоминающую перламутровые переливы крыльев. Краски на холсте словно вибрируют, рождая ощущение лёгкого шороха и тающего в сумерках видения. Цветовая гамма построена на тончайших переливах серых, розовых и сизых полутонов, которые окутывают фигуру царевны сияющим ореолом. Даже драгоценности её убора не отвлекают, а лишь усиливают общее впечатление потусторонней, музыкальной красоты.
Картина, завершённая весной 1900 года, практически сразу была приобретена известным меценатом Михаилом Морозовым. Впервые публика увидела её в 1901 году на выставке «36-ти художников». А в 1910 году, по завещанию коллекционера, полотно поступило в Государственную Третьяковскую галерею, где хранится и по сей день.
«Царевна-Лебедь» стала одним из самых любимых образов русской культуры. Александр Блок, вдохновлённый картиной, всегда держал её репродукцию в своём кабинете в Шахматове. Для поэта, как и для многих, эта работа Врубеля была воплощением непостижимой, вечной красоты, находящейся на грани реального и призрачного...
Спасибо, что дочитали до конца! ✅
❗️МОЯ КНИГА "СВЯТЫЕ ГРЕШНИЦЫ. ЖЕНСКИЕ СУДЬБЫ В ПИСАНИИ" УЖЕ В ПРОДАЖЕ. Купить книгу можно на ВБ , ОЗОН, а также в книжных магазинах Читай-город и Буквоед ❗️
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:) Еще больше интересного про искусство простым языком в тг-канале.
Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: