Найти в Дзене
Москва FM

Дороги под контролем: электронные табло будут в приоритете

Правительство взялось за обновление правил дорожного движения, чтобы учесть современные технологии и повысить безопасность, выяснил Коммерсант. Давайте разберёмся, что ждёт нас впереди, опираясь на свежие поручения и мнения специалистов. Фото: Shutterstock Что предложило правительство? Вице-премьер Марат Хуснуллин, возглавляющий комиссию по безопасности движения, утвердил список задач для Министерства транспорта, Росавтодора и МВД. Эти изменения коснутся электронных знаков, дистанции между тяжёлыми машинами и общих норм скорости на трассах. Представитель вице-премьера подтвердил, что документ настоящий. Одна из ключевых идей заключается в том, чтобы водители обязательно следовали указаниям на электронных табло. Сегодня такие экраны часто показывают рекомендации по скорости в зависимости от дождя или снега, но штрафов за игнорирование нет, потому что в правилах это не прописано чётко. Камеры не связаны с этими табло, и нарушения не фиксируют. Теперь планируют ввести норму, где значение
Оглавление

Правительство взялось за обновление правил дорожного движения, чтобы учесть современные технологии и повысить безопасность, выяснил Коммерсант. Давайте разберёмся, что ждёт нас впереди, опираясь на свежие поручения и мнения специалистов.

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Что предложило правительство?

Вице-премьер Марат Хуснуллин, возглавляющий комиссию по безопасности движения, утвердил список задач для Министерства транспорта, Росавтодора и МВД. Эти изменения коснутся электронных знаков, дистанции между тяжёлыми машинами и общих норм скорости на трассах. Представитель вице-премьера подтвердил, что документ настоящий.

Одна из ключевых идей заключается в том, чтобы водители обязательно следовали указаниям на электронных табло. Сегодня такие экраны часто показывают рекомендации по скорости в зависимости от дождя или снега, но штрафов за игнорирование нет, потому что в правилах это не прописано чётко. Камеры не связаны с этими табло, и нарушения не фиксируют. Теперь планируют ввести норму, где значение на экране перевешивает стационарный знак. Например, если дождь льёт, табло покажет 60 км в час, даже если рядом висит табличка с 90.

Идею такую раньше озвучивал глава Автодора Вячеслав Петушенко. У его компании на дорогах больше 2 600 электронных указателей, а в столице их свыше 900. Это поможет адаптировать движение под реальные условия, делая трассы гибче.

Почему именно электронные знаки?

Переход к таким системам связан с ростом трафика и нуждой в быстром реагировании.

«На самом деле, это группа поручений, связанная с модернизацией дорожного законодательства в рамках запаса дорожного движения. Поэтому здесь, я думаю, что речь идёт все-таки о постепенном переходе. Россия — страна большая, дорог много. В первую очередь, никто не говорит, что завтра срочно будут вынесены поправки в ПДД. Здесь даже не про погодные условия, а о том, что интенсивность движения растет. Дороги модернизируются, конечно, мы нуждаемся в таком динамичном скорообразовании. То есть потихонечку водителей, наверное, попробуют хотя бы как пилотно к этому приучать, потому что важно здесь, с точки зрения даже пропускной способности», — объяснила Катерина Соловьёва.

Она добавила, что подобные табло уже работают на платных отрезках, где они дают рекомендации.

«Сейчас тоже есть. Особенно на платных участках мы видим, что электронное табло есть, работает. Они иногда показывают рекомендованность», — продолжила Соловьёва.

Но теперь их сделают обязательными, и это не вызовет больших сложностей в формулировках.

«Технически, как раз-таки, здесь прописать не так сложно. Это закон, чтобы водитель ориентировался. Смотрите, вы проезжаете по сути, он же тоже скажет так, у вас какой-то период, только участок присутствует по определённым ограничениям скорости. Это то же самое, только будет электронный знак, прорабатывается пока такая возможность», — уточнила эксперт.
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Однако возникают вопросы о фиксации. Как доказать, что на табло была именно та цифра? Соловьёва отметила трудности в координации служб.

«Что делать в том случае, если табло будут отключены, допустим. Потому что мы уже в 2019 году имели опыт, когда ГИБДД спускал на регионы циркуляр, что, допустим, в случае, если ремонтные работы идут, или в случае плохой погоды, камера должна отключаться. В итоге, как ничего не отключается, так не отключается. Потому что технически между собой подружить дорожную службу ГИБДД и орган местного управления крайне сложная история», — рассказала она.

Фиксация нарушений потребует камер, способных захватывать табло.

«Если мы говорим о возможности технической регуляции, это очень сложно будет технически зафиксировать, кроме как камеры. То есть здесь понадобится программная часть очень большая для доработки», — добавила Катерина Соловьёва.

Несмотря на вызовы, она считает, что двигаться в этом направлении стоит.

«Потихоньку, я считаю, нужно двигаться очень аккуратно не с точки зрения наказания водителей, а с точки зрения предусматривания инструментария для динамического регулирования потока. Чтобы вы могли быстрее доехать с точки А в точку Б, я имею в виду не приужение скоростного режима, а с точки зрения потока. Чтобы вы могли сделать более узкий регулированный поток», — подчеркнула Соловьёва.

Изменения для грузовиков

Правительство поручило Министерству транспорта изучить, стоит ли вводить минимальное расстояние между фурами на двухполосных трассах. Это поможет безопаснее обгонять, ведь сейчас водители легковых машин часто не успевают вернуться в полосу и попадают в лобовые столкновения, которые заканчиваются трагично.

Вопрос подняли губернаторы в комиссии. За 11 месяцев 2025 года ГИБДД зафиксировала 2 500 аварий с выездом на встречку в разрешённых местах, что на 3,2% больше, чем годом раньше, сообщает Коммерсант. Конкретное расстояние пока не определили, и способ фиксации тоже в проработке.

«Администрировать дистанцию в потоке будет сложно, так же как и боковой интервал», — прокомментировала Катерина Соловьёва.

Лучше, по её мнению, обязать грузовики снижать скорость, если кто-то вклинивается для обгона. В группе компаний Урбантех, операторе систем фиксации, объяснили, что измерять расстояние между машинами технически возможно, но нужны современные камеры с нейросетями, чтобы отличать грузовики от легковушек. Парк камер в стране, свыше 30 тысяч, стареет и требует обновления.

«Я имею в виду динамичное изменение скоростного режима. Это только-только такие, скажем так, первые штрихи. Никто не кинется завтра изменять законатайство и не бросится срочно прописывать, чтобы наказывали водителей в случае, если он того не соблюдает. Речь пока идёт о поручении о том, как всё за и против, грубо говоря, взвесить, потому что целый институт научно будет работать, поэтому я думаю, что водителям пока посадку не стоит ни в какую», — заверила Катерина Соловьёва.

Чтобы снизить аварии на встречке, Марат Хуснуллин поручил Министерству транспорта и Росавтодору спланировать разделение потоков и добавление полос до 2036 года. В Росавтодоре сообщили, что из 61 400 км федеральных дорог разделители стоят на 16 000 км. Данных по региональным и местным трассам нет.

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Нужны единые правила

Министерство транспорта также должно создать правила определения оптимальных скоростей, чтобы избежать необоснованных снижений. Сегодня есть ГОСТы для установки знаков, но единых критериев нет, регионы решают сами.

Идею подала ГИБДД, чтобы потом проверить все лимиты. Катерина Соловьева предполагает, что это может привести к отмене 20-километрового нештрафуемого порога, существующего с 2014 года. Попытки убрать его были, в том числе от московского правительства, но решения нет.

Перемены обещают сделать дороги умнее, но внедрение потребует времени и координации. Эксперты подчёркивают постепенность изменений. Вячеслав Петушенко ранее предлагал изменения, и теперь они на повестке. Марат Хуснуллин курирует процесс, фокусируясь на разделителях и полосах. Как отметила Соловьёва в радиоэфире, это про интеллектуальное управление. В целом, эти новшества направлены на снижение аварий и оптимизацию потока, но детали ещё доработают. Водителям стоит следить за обновлениями, чтобы адаптироваться вовремя.