Найти в Дзене
arts_tobe - просто об искусстве

Евхаристия: почему хлеб и вино считают телом и кровью Христа?

На каждой литургии в православных и католических храмах происходит фундаментальный для верующих момент: обычные хлеб и вино, по убеждению христиан, становятся Телом и Кровью Христа. Этот многовековой обряд, называемый Евхаристией (от греческого "благодарение"), — не просто символический ритуал, а буквально сердцевина христианского богослужения. Всё началось в тесной горнице в Иерусалиме более двух тысяч лет назад, когда Иисус Христос совершил последнюю трапезу со своими учениками. Взяв хлеб и вино, Он произнес слова, изменившие историю религиозных практик: "Примите, ядите: сие есть Тело Мое" и "Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя". Для апостолов, воспитанных в иудейской традиции, где пасхальная трапеза была воспоминанием об исходе из Египта, эти слова прозвучали революционно — пища становилась чем-то большим. Сам Христос заповедал повторять это действие. Первые христиане, как свидетельствуют тексты Нового Завета и ранние отцы Церкви, собирались "для преломления хлеба", понимая это

На каждой литургии в православных и католических храмах происходит фундаментальный для верующих момент: обычные хлеб и вино, по убеждению христиан, становятся Телом и Кровью Христа. Этот многовековой обряд, называемый Евхаристией (от греческого "благодарение"), — не просто символический ритуал, а буквально сердцевина христианского богослужения.

Всё началось в тесной горнице в Иерусалиме более двух тысяч лет назад, когда Иисус Христос совершил последнюю трапезу со своими учениками. Взяв хлеб и вино, Он произнес слова, изменившие историю религиозных практик: "Примите, ядите: сие есть Тело Мое" и "Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя". Для апостолов, воспитанных в иудейской традиции, где пасхальная трапеза была воспоминанием об исходе из Египта, эти слова прозвучали революционно — пища становилась чем-то большим.

«Евхаристия». Мозаика XII века, Софийский собор. Иисус Христос даёт просфору в раскрытые вверх ладони рук апостолов; надпись вверху мозаики — «сие есть тело моё ломимое, завет в оставление грехов» — парафраз цитат Мф. 26:26—28
«Евхаристия». Мозаика XII века, Софийский собор. Иисус Христос даёт просфору в раскрытые вверх ладони рук апостолов; надпись вверху мозаики — «сие есть тело моё ломимое, завет в оставление грехов» — парафраз цитат Мф. 26:26—28

Сам Христос заповедал повторять это действие. Первые христиане, как свидетельствуют тексты Нового Завета и ранние отцы Церкви, собирались "для преломления хлеба", понимая это не как метафору, а как действительное единение с Воскресшим Христом. Игнатий Антиохийский в I веке называл Евхаристию "лекарством бессмертия", а во II веке Иустин Философ подробно описывал, как христиане воспринимают освященные дары.

Евхаристия. (Сандро Боттичелли, 1495 год).
Евхаристия. (Сандро Боттичелли, 1495 год).

Такие богословы, как Фома Аквинский или Иоанн Златоуст развили учение о пресуществлении (transsubstantiatio) — чудесном изменении сущности хлеба и вина при сохранении их внешних свойств (вкуса, вида, запаха). Это изменение не химическое, а онтологическое: меняется самая природа, суть вещества.

Для верующих это не магический акт, а продолжение Боговоплощения — того же принципа, по которому Бог стал человеком в лице Иисуса Христа, не перестав быть Богом.

-4

Хотя большинство христианских конфессий совершают евхаристию, их понимание отличается. Так, католики и православные верят в реальное преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. Лютеране говорят о "соприсутствии" Христа в дарах, а кальвинисты и многие протестантские течения рассматривают причастие как символическое воспоминание

Выбор хлеба и вина глубоко символичен. Хлеб — основная пища, символ жизни и труда, в Библии упоминается как "хлеб насущный". Вино — символ радости и праздника. Вместе они представляют полноту человеческой жизни, которую Христос освящает Своим присутствием. В восточной традиции используется квасной хлеб (просфора), на Западе — пресные облатки, что отражает разные богословские акценты, но не меняет сути.

Фреска на западной стене Спасо-Перображенского собора Мирожского монастыря.
Фреска на западной стене Спасо-Перображенского собора Мирожского монастыря.

Для миллионов христиан причастие — это не абстрактный обряд, а личная встреча. Евхаристия остается одной из самых загадочных и глубинных практик христианства — местом, где земное встречается с небесным, а простое с великим.

Роспись Мануила Панселиноса.
Роспись Мануила Панселиноса.

Спасибо, что дочитали до конца! ✅

❗️МОЯ КНИГА "СВЯТЫЕ ГРЕШНИЦЫ. ЖЕНСКИЕ СУДЬБЫ В ПИСАНИИ" УЖЕ В ПРОДАЖЕ. Купить книгу можно на ВБ , ОЗОН, а также в книжных магазинах Читай-город и Буквоед ❗️

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:) Еще больше интересного про искусство простым языком в тг-канале.

Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: