Приведем рассуждения о иных религиях, нежели рассмотренные ранее, адепты которых не столь многочисленны и известны.
Синтоизм
Синтоизм как традиционная японская религия складывается в VI–VIIвеках. «Синто» в переводе обозначает «путь богов».
Согласно синтоизму, верховным божеством или богиней является богиня солнца Аматэрасу. В переводе Аматэрасу означает «великая священная богиня, сияющая на небе». Эта прекрасная богиня была рождена Идзанаки из капель воды. Она была старшей дочерью, и во владение ей досталось небесная равнина. Однажды ее обидел изгнанный Сусаноо. Он совершает неприглядные поступки в ее владениях, например, сдирает кожу с живой лошади и пугает ее ткачих, работающих с богиней. Аматерасу, обиженная, скрылась в гроте, и земля погрузилась во мрак. Боги долго не могли придумать, как вернуть солнечную богиню. В итоге небесный кузнец Амацумара и богиня Исикоридомэ придумали следующее – рядом с гротом сделали священное зеркало (ми-кагами), повесили на ветви священного дерева магическое яшмовое ожерелье (магатама), принесли поющих петухов, возвещающих о начале утра, и богиня Амэ-но удэмэ станцевала на чане, распустив завязки своей одежды. Этот танец заставил очень громко рассмеяться богов. Аматэрасу заинтересовалась причинами такого веселья и выглянула из своего тайника, тогда ее муж Амэ-но тадзикарао схватил ее за руку и вытащил наружу. Таким образом боги вернули на землю солнце.
Аматэрасу также является прародительницей первых японских императоров. Ее сын Ниниги был отправлен на землю и основал там «божественную» императорскую династию.
В итоге Аматэрасу обладает тремя божественными регалиями, которые являются также объектом поклонения – зеркало, меч и яшмовые подвески.
Зеркало стало символом честности, яшма – сострадания, а меч – мудрости. Эти высшие добродетели соединялись в лице императора.
БРАХМАНИЗМ
БРАХМАНИЗМ – может рассматриваться как ранняя стадия индуизма, главное содержание которой состоит в переходе от ведийской мифологии и политеизма (см. ведическая религия) к идее единого бога-творца и затем абстрактного абсолюта, основы и причины мира. Этот переход начинается уже в «Ригведе». В некоторых гимнах, особенно поздних, выражается неудовлетворенность архаической космогонией, делаются попытки найти единственного творца мира, бога, объединяющего в себе свойства и функции всех богов и вместе с тем превосходящего их. На эту роль в «Ригведе» выдвигаются разные фигуры, наиболее отчетливо богиня речи Вач, Вишвакарман (бог-ремесленник, «Творец всего») и некий космический человек Пуруша. Последние, по сути дела, отождествлены и названы Первым зародышем вселенной или самой вселенной. Один из гимнов (X.21) определяет в качестве причины мира Праджапати («Владыка существ»), фигура которого становится центральной в брахманах, текстах, посвященных описанию и толкованию ведийского ритуала. В них Праджапати уподобляется Золотому зародышу (Хираньягарбха) вселенной и понимается как воплощение космического жертвоприношения, объединяющего в себе и того, кому приносится жертва, и ее исполнителя, и саму жертву. Расчленив себя, Праджапати из своих частей творит мир и как бы растворяется в нем, наделяя его своей силой.
ЗОРОАСТРИЗМ
ЗОРОАСТРИЗМ – религия, распространенная в древности и раннем средневековье в Ср. Азии, Иране, Афганистане, Азербайджане и ряде стран Ближнего и Ср. Востока, сохранилась у парсов в Индии и гебров в Иране. Название по имени пророка Зороастра (Иран. Заратуштра). Священный канон «Авеста». Основные принципы зороастризма: противопоставление двух «вечных начал» добра и зла, борьба между которыми составляет содержание мирового процесса; вера в конечную победу добра, олицетворяемого в образе верховного божества Ахурамазды. Главную роль в ритуале зороастризма играет огонь.
МАНИХЕЙСТВО
МАНИХЕЙСТВО – религиозное учение, основано в 3 в. Мани, который, по преданию, проповедовал в Персии, Ср. Азии, Индии. В основе манихейства дуалистическое учение о борьбе добра и зла, света и тьмы как изначальных и равноправных принципов бытия. Распространилось в 1-м тыс. н. э. от Китая до Испании, подвергаясь гонениям со стороны зороастризма, римского язычества, христианства, ислама и др., в 8 в. господствующая религия в Уйгурском царстве. Оказало влияние на средневековые дуалистические ереси.
ШИВАИЗМ
ШИВАИЗМ – одно из основных направлений индуизма, традиция почитания Шивы. Шиваизм широко практикуется по всей Индии и за её пределами, в особенности в Непале и Шри-Ланке. Индолог Р. Н. Дандекар считал шиваизм древнейшей из ныне существующих религий цивилизованного мира.
ШАМАНИЗМ
ШАМАНИЗМ (МНОГОБОЖИЕ) – ранняя форма религии, в основании которой лежит вера в общение шамана с духами в состоянии транса («камлание»). Шаманизм связан с магией, анимизмом, фетишизмом и тотемизмом. Его элементы могут содержаться в различных религиозных системах. Шаманизм был развит у народов Северной Европы (саамы), Сибири, Дальнего Востока, Юго-Восточной и Средней Азии и Африки, у индейцев Северной Америки, Австралии и Океании, а также и у индейцев Южной Америки. В той или иной форме он существовал у большинства народов Земли. В этом смысле шаманизм принято считать древнейшей религией, насчитывающей десятки тысячелетий. Однако такое понимание несколько условно, поскольку современные религии предполагают единую мифологическую основу. В шаманизме же мифологическая основа даже в пределах Евразии может отличаться достаточно сильно, а африканский и американский шаманизмы вообще опираются на собственные системы мифов.
ЯЗЫЧЕСТВО
ЯЗЫЧЕСТВО (ПОЛИТЕИЗМ, МНОГОБОЖИЕ) – традиционное обозначение нетеистических религий по их противоположности к теизму.
- (1) Вавилонский пантеон
- (2) Греческий пантеон
- (3) Друидский пантеон
- (4) Египетский пантеон
- (5) Пантеон ацтеков
- (6) Пантеон инков
- (7) Пантеон майя
- (8) Персидский пантеон
- (9) Римскийпантеон.
Африканская традиционная религия
На первый взгляд может показаться, что практически невозможно отличить основные африканские традиционные религиозные течения от общей, основной, местной религии. Однако следует помнить, что основные местные религии являются, прежде всего, «племенными», и в такие религии верят, в основном, те народы, которые не знакомы с высокотехнологичной современной техникой. В то же время, конечно же, есть наложение между этой категорией и неафриканскими основными местными религиозными сторонниками. Существуют причины для того, чтобы отделить эти два верования.
Лучше всего сосредоточиться на религии «Язык йоруба», которая является одним из самых больших или самым большим африканским традиционным религиозным племенным комплексом. Религия «Язык йоруба» была религией больших государств и целой нации, которые общались на языке йоруба. Эта нация существовала еще до периода европейского колониализма, до сих пор эту религию практикуют в Карибском море, Южной Америке и США. Несмотря на то, что эти страны достаточно давно уже объединены в технологическое, индустриальное общество, все же все здесь верят в традиционную африканскую религиозную систему. Связные ритуалы, верования и организация религии «Язык йоруба» были распространены во всем мире. Распространение этой религии характеризовало не только степень цивилизованности племен, но и степень цивилизованности целых наций. Религию «Язык йоруба» можно вполне отличить от общей основной местной классификации религий.
Споры могут возникнуть по поводу других религиозных традиций, таких, как религия коренных американцев. Согласно статистическим данным, сторонниками данного религиозного направления идентифицирует себя менее, чем сто тысяч людей в Америке и Сибирское шаманство. Так как число сторонников данных религиозных направлений не так уж и велико, кроме того, сторонники, как правило, живут в одной территории и местности, то вопрос о выделении этих направлений в одну религию остается достаточно спорным. А вот традиционную африканскую религию вполне можно выделить в отдельный вид религии, потому что число сторонников её достаточно большое. Кроме того, сторонники данной религии живут не на одной территории, а в разных уголках земного шара. Все это в значительной степени влияет на то, что эта религия остается влиятельной и опознаваемой религией даже сегодня.
Африканские религии диаспорик
К данной религии и религиозным направлениям относят те религии, которые типично возникли в Западном полушарии среди африканцев, которые, однако, сохранили большую часть своей традиционной культуры и верований. Они приспособили свою культуру и верования к новой окружающей среде. Эти религии и религиозные верования включают в себя – санктерию, кандомбл, вуду, шанго. Во многих областях или так называемых подгруппах достаточно многие африканские элементы существуют рядом с оверлеем элементов на европейской основе, которая была заимствована от экономически доминирующей культуры, от таких влияний, как католицизм и спиритизм. Остается фактом то, что эти религии существуют в пределах технологически продвинутых культур рядом с "классическими" организованными религиями (такими, как христианство). Именно этот аспект является одной из причин для того, чтобы сгруппировать сторонников этих религий и религиозных верований отдельно от общей основной местной религии. Как правило, сторонники африканских религий не обязательно являются чернокожими африканцами, в эту веру можно обратить практически любого.
Вуду
Одной из наиболее распространенных и самых древних в мире религиозных систем является Вуду. В наши дни последователями этой религии являются около 50 миллионов человек.
Родиной Вуду считается африканский континент. Именно в переводе с языка фон, который распространен в Бенине, «Вуду» означает таинственную, ужасную невидимую силу, способную в любое время вмешаться в жизнь человека.
В эпоху рабовладельческого покорения Африки Вуду стало активно распространяться в направлении Северной и Центральной Америки.
Сейчас наиболее сильны позиции Вуду на Гаити, Ямайке, Тринидад и Тобаго и др. В 2001 году на Гаити даже была основана церковь Вуду. Немало последователей Вуду проживает и в США.
Особенно знаменитой стала Мэри Лаво, так называемая Царица Вуду, проживавшая в XIX веке в Новом Орлеане. До сих пор ходит поверье, что если на ее надгробии из белого камня начертить три красных крестика и потереться о него коленкой, то Мэри исполнит любое желание.
Как это всегда бывает с локальными религиозными верованиями по мере их географического расширения, Вуду «обрастала» новыми культами, все дальше отдаляясь от своих корней.
И сейчас вполне резонно выделять ее различные ответвления – дагомейская на Гаити, сантерия – на основе верований народности йоруба на Кубе, макумба, умбанда, кимбанда и кандомбле в Бразилии. Тем не менее, основы «чистого» Вуду остались незыблемы. Отметим главные из них:
- Широкое применение в качестве оберегов талисманов и очистительных жертвоприношений.
- Активное использование в ритуалах музыки и танцев.
- Использование в качестве святилищ (хунфор) обычных жилищ.
- Чрезвычайно обширный, не поддающийся строгой дифференциации пантеон богов.
- Активное применение в обрядах колдовства кукол человека.
- Вера в существование «зомби» или оживших управляемых мертвецов.
- Четкая дифференциация жрецов.