Некоторые из наших героев признаются: в юности не верили в своих мечты и выбирали «обычные» профессии. Светлана Малеева, одна из ведущих солисток Донбасс Оперы, тоже в своё время всерьёз думала про «надёжную» работу. Но талант не скрыть. Он всегда прорвётся. И ему не помешают никакие обстоятельства. Зрители любят её за яркий талант, за умение не просто петь партию, а проживать роль на сцене. Лирическое сопрано певицы никого не оставляет равнодушным – даже те, кто «случайно зашёл в театр», становятся поклонниками оперного искусства.
Судьба Светланы Малеевой – пример того, как мечты становятся реальностью, если не просто верить, но и идти намеченным путём, преодолевая все препятствия и веря в успех.
КУМИРОМ СТАЛА ОПЕРНАЯ ПРИМА
Светлана родилась в Горловке, в самой обычной семье. Отец работал проходчиком на шахте, мама – бухгалтером в горкоме профсоюзов. Несмотря на красивый и сильный голос, она не решилась на карьеру певицы, предпочтя обычную, но «надёжную» профессию. Но талант не скрыть, и он вовсю проявился, когда Светочка была совсем крохой и засыпала под прекрасные колыбельные песни мамы.
«Я с детства любила музыку. Росла на виниловых пластинках, которых у родителей была целая коллекция. Среди любимых исполнителей папы был Владимир Высоцкий, а вот мама обожала Анну Герман. В 10 лет я услышала великую Ирину Архипову. Не вживую, на виниловых дисках, которые купил отец. Услышала и поняла, что хочу петь так же».
Мечта заниматься музыкой появилась у девочки ещё раньше, в 7 лет, когда она пошла в первый класс. Тогда родители не могли позволить себе купить дочке пианино. Приобрести расстроенный старый инструмент они смогли лишь спустя пять лет, когда Света на отлично окончила пятый класс.
«Счастью не было предела, – вспоминает Светлана Малеева сегодня, – с того момента я поняла, что в музыке вся моя жизнь».
ПЕРВЫЕ СТУПЕНИ К СЛАВЕ
Девочка легко сдала вступительный экзамен в музыкальную школу по классу фортепиано. Училась с радостью, в буквально смысле играючи. С удовольствием ходила даже на ненавистные многим ребятам уроки сольфеджио.
«Уже тогда я понимала, как важно иметь крепкую базу знаний по теории музыки», –говорит певица.
Особое наслаждение получала от пения в хоре. Ведь мечта стать певицей уже созрела и приобрела вполне ясные черты.
Однако после окончания музыкальной школы сразу поступить на вокальное отделение не получилось. Вместо этого девушку с распростёртыми объятиями приняли на хоровое дирижирование в Донецком музыкальном училище. Все четыре года она проучилась с лёгкостью. Впереди были новые творческие вершины. Но музам пришлось подождать. Красивая, яркая, щедро одарённая девушка встретила свою любовь, вышла замуж и родила дочку Викторию.
ЗДРАВСТВУЙ, ДОНБАСС ОПЕРА!
Светлана полностью погрузилась в семейные заботы, став прекрасной женой и идеальной мамой. Когда малышке было два с половиной года, она даже не думала о сцене. Пела только колыбельные. Но счастливый случай привёл в Донецкий академический театр оперы и балета.
В декабре 1995-го театр набирал молодые таланты сразу во все творческие цеха – оперу, хор, балет. Об этом молодой маме рассказал однокурсник из училища.
«Я, не задумываясь, пошла на прослушивание в хор. Народная артистка Людмила Стрельцова приняла меня, а ведь её искушённый слух покорить тяжело. Уже весной 1996-го я она поехала вместе с труппой театра на гастроли в Испанию».
Светлана поняла, что нужно двигаться дальше и поступила в Донецкую музыкальную академию им. Прокофьева, в те годы ещё консерваторию. Ей посчастливилось попасть в класс к самой Раисе Колесник, профессору, народной артистке, легенде донецкой оперной сцены. От педагога Светлана получила бесценный багаж знаний и прекрасную вокальную школу.
СЛУЧАЙ ПОМОГАЕТ ПОДГОТОВЛЕННЫМ
Эта народная мудрость стала определяющей в судьбе Светланы Малеевой, когда из артисток хора её перевели в солистки.
Трудолюбивая и целеустремлённая молодая певица успевала всё: воспитывать дочку, вести домашнее хозяйство, учиться в консерватории, петь в хоре и учить сольные партии в спектаклях, в том числе главные.
Особенно ей нравилась партия Виолетты в «Травиате» Верди. Большую, сложную роль девушка знала прекрасно.
«Получив диплом консерватории, я попала в стажёрскую группу Донбасс Оперы. И вот однажды, буквально за день до спектакля «Травиата», стало известно, что солистка, которая должна была петь Виолетту, заболела. Замену найти не получалось, и дирекция решила рискнуть, поручив роль мне, стажёрке».
Светлана волновалась, когда её вызвали к директору театра Василию Рябенькому (Занимал эту должность до своей трагической смерти в 2014 году. – Прим. авт.). Оказалось – к радости. Василий Иванович поинтересовался у стажёрки, знает ли она партию Виолетты. Получив утвердительный ответ, пообещал перевести в солистки в случае успешного исполнения в ближайшем спектакле.
«Для любой оперной певицы это как фигура высшего пилотажа для лётчика», – говорит Светлана Малеева.
Дебют прошёл успешно. Она справилась со всеми сложнейшими вокальными моментами, сделала интересным и драматический рисунок роли и стала солисткой.
ОБРАЗЫ И РОЛИ
В творческой копилке певицы несколько десятков оперных партий, ряд ведущих ролей в опереттах и, конечно же, образы сказочных героев. Без этого в Донбасс Опере никак – будущих зрителей начинают готовить к встрече с классикой с детского сада. К этим работам певица относится особо трепетно, ведь детей не обмануть, они чувствуют даже самую тонкую фальшь.
Несмотря на лирический тембр голоса, Светлана Малеева успешно справляется и с драматическими партиями, написанными для более «крепкого» сопрано. Из таких ролей в её активе – Амелия в «Бале-маскараде» Верди, Лиза в «Пиковой даме» Чайковского. Но любимыми остаются Татьяна в «Евгении Онегине», Иоланта в «Иоланте» Чайковского и Лиу в «Турандот» Пуччини. По словам певицы, эти образы ей близки душевно, она понимает каждый поступок этих героинь, может объяснить каждую мысль и движение сердца.
ТВОРЧЕСКАЯ ДИНАСТИЯ
Со Светланы Малеевой началась новая творческая династия. По стопам одарённой мамы пошли и её дети. Дочь Виктория уже работает в Донбасс Опере, как и мама начинает с хора. В активе у девушки – победы на конкурсах, в том числе международных. Подрастает сын Михаил, тоже обладатель хорошего голоса и большого творческого потенциала.
Муж Андрей остаётся главной опорой Светланы в жизни. Она восхищается тем, с каким пониманием он относится к сложностям, связанным с творческой жизнью, как переживает за неё перед премьерами и вводами на новые роли. Их брак и браком то назвать сложно – скорее, это союз двух половинок одного целого.
За плечами у певицы большая и успешная творческая карьера. Впереди новые роли, новые оперные партии и новые творческие вершины.
Юлия БАЛДИНА
Хотите знать больше? Свежие репортажи, аналитика без купюр и главные сюжеты недели — в новом выпуске газеты «Донецкий кряж». Читайте нас также ВКонтакте, и в Telegram.