Найти в Дзене
Свое Дело Плюс

Борис Кац: почему нужно ограничить доступ к упрощенной системе налогообложения

Известный противник маркетплейсов Борис Кац, председатель совета директоров АО «Планета увлечений», управляющий сетью хобби-гипермаркетов «Леонардо», написал колонку для Forbes, где доказывает, что маркетплейсы вредны для экономики. Но эта мысль не нова, «СДП» также публиковал подобные рассуждения эксперта, но здесь появляется новый аспект — запланированное снижение порога для уплаты малыми предприятиями НДС проблемы не решит — в 2026 году мы вполне можем увидеть новую волну дробления бизнеса ради получения льгот, поэтому лучше обратить внимание на саму упрощенку (УСН) и сохранить ее только для местного офлайн-бизнеса. Поддерживают ли его предприниматели. Борис Кац, эксперт и предприниматель «В связи с налоговой реформой, которая вступает в силу с января 2026 года, мы слышим немало заявлений от ведущих товарных маркетплейсов, — пишет Борис Кац, — о том, как они помогают развитию малого бизнеса и почему не стоит обижать малый бизнес повышением налогов. Но реальная картина несколько сло

Известный противник маркетплейсов Борис Кац, председатель совета директоров АО «Планета увлечений», управляющий сетью хобби-гипермаркетов «Леонардо», написал колонку для Forbes, где доказывает, что маркетплейсы вредны для экономики. Но эта мысль не нова, «СДП» также публиковал подобные рассуждения эксперта, но здесь появляется новый аспект — запланированное снижение порога для уплаты малыми предприятиями НДС проблемы не решит — в 2026 году мы вполне можем увидеть новую волну дробления бизнеса ради получения льгот, поэтому лучше обратить внимание на саму упрощенку (УСН) и сохранить ее только для местного офлайн-бизнеса. Поддерживают ли его предприниматели.

Борис Кац, эксперт и предприниматель
Борис Кац, эксперт и предприниматель

«В связи с налоговой реформой, которая вступает в силу с января 2026 года, мы слышим немало заявлений от ведущих товарных маркетплейсов, — пишет Борис Кац, — о том, как они помогают развитию малого бизнеса и почему не стоит обижать малый бизнес повышением налогов. Но реальная картина несколько сложнее.

Основной смысл упрощенной системы налогообложения (УСН) заключался в том, чтобы дать развиться малому бизнесу рядом с крупными сетевыми компаниями. Понятно, что сети с их огромной закупочной силой получали экономию издержек на масштабе, а малые предприятия — в качестве компенсации — простую бухгалтерию и низкие налоги. Другая причина налоговых льгот заключалась в стремлении государства получить с малого бизнеса хоть что-то.

Но онлайн-торговля на маркетплейсах работает не так. Решения надо принимать быстро, основной фактор успешных продаж — цена. И работающий на УСН легко может предложить цену существенно ниже, чем крупная компания, — за счет ввоза товаров по неофициальным каналам без уплаты налогов и пошлин, отсутствия расходов на проверку безопасности товаров и сертификации, русифицированных этикеток, доначислений по системе АСК НДС-2 — с ее помощью крупные поставщики отвечают за уплату НДС своими контрагентами.

  • Придуманное для развития прежде всего местного бизнеса УСН при помощи маркетплейсов стало применяться на федеральном уровне, для продажи в основном импортных товаров по всей стране.

Все это в сумме привело к удивительным последствиям. Рой из миллиона селлеров начал съедать бизнес крупных официальных игроков. Бюджет стал терять налоговые доходы. Прибыль же получили потребители — в виде низких цен, селлеры и, основную часть, сами маркетплейсы.

Неравные условия

Надо отметить огромный мультипликативный эффект от этого процесса.

Обычно все изучают положительные мультипликативные процессы в экономике. Например: государство строит дорогу в горы, затем частный инвестор или госкомпания сооружает горнолыжный подъемник, а уже потом частники по своей инициативе и за свои деньги строят гостиницы, организуют прокат лыж, открывают кафе — и все инвестированное государством возвращается обратно в виде новых налогов. Да и зарплаты растут, местные жители становятся богаче, недвижимость дорожает, улучшается криминальная ситуация. То же самое происходит при строительстве и реконструкции заводов и фабрик.

Но ситуация, когда маркетплейсы могут продавать товары без НДС и пошлин, приводит как раз к отрицательному мультипликативному эффекту. Российские производители снижают продажи, сокращают или не повышают зарплаты, меньше заказывают у смежных предприятий. Налоговые поступления падают, а какие-то производства вообще закрываются или банкротятся. Банки несут убытки и продают по низким ценам залоговое имущество. На каждый рубль контрабандного товара приходится потеря примерно 10–20 рублей оборота фирм в стране, каждый рубль неуплаченного таможенного НДС приводит к многократным потерям по всей производственной цепочке, а значит — и снижению поступлений в федеральный и региональные бюджеты.

Ниже себестоимости

Второй эффект, который сейчас наблюдается, связан с системой скидок постоянным покупателям на маркетплейсах. Конечно, все хотят покупать товар дешевле — это нормально. Но итоги удивительны. Самые большие скидки получают популярные товары, которые чаще всего ищут на маркетплейсах, а это — сюрприз — в первую очередь иностранные бренды, раскрученные за много лет. Чтобы покупатель при сравнении цен был уверен, что все цены на маркетплейсах самые низкие — именно на такие товары даются максимальные скидки, нередко они продаются ниже себестоимости. Например, айфон, стоящий в Америке 100 000 рублей, в России может продаваться за 90 000. Разница оплачивается маркетплейсом за счет комиссий с небольших селлеров, в том числе российских производств, а также мелких импортеров, которые, в свою очередь, успешны исключительно за счет неуплаты налогов и пошлин. То есть российский бюджет субсидирует продажи товаров американской компании. Несобранные в виде налогов и пошлин деньги маркетплейс перераспределяет так, что они попадают в итоге в США, то есть «недружественную» с точки зрения России страну.

  • Надо отметить, что маркетплейсы активно помогают своим селлерам дробить бизнес. Успех маркетплейсов зависит от снижения издержек огромной массы поставщиков, которые обеспечивают низкие цены на страницах выдачи и берут на себя все риски неуплаты налогов.

В частности, именно для этого на маркетплейсах внедрена система передачи карточек товара от селлера к селлеру. Покупатель, читая отзывы на товар, не знает — о том же продавце идет речь или уже о другом. Активнее всего это используется для дробления бизнеса — когда оборот какой-то фирмы подходит к порогу УСН — то карточки активно перекидываются на новое юрлицо.

Третий значимый для российской экономики эффект — это риски закрытия производств.

Только в нашей отрасли — производство канцтоваров и товаров для творчества — на продажу выставлено больше половины компаний, чего не было никогда ранее. Текстильные предприятия из Иваново жалуются на неравную конкуренцию с китайскими поставщиками. Здесь замечу, что статистика продажи швейных иголок для промышленных машин точно отражает ситуацию в отрасли — а мы один из крупнейших продавцов этой важной детали для швейного производства. Мы видим, что объем потребления игл снизился, — значит, часть производств закрылась, не выдержав конкуренцию.

Практически все производственники должны покупать за рубежом какую-то часть сырья, инструментов или оборудования, уплачивая все налоги на импорт. При этом конкурировать они должны с импортными товарами, которые ввозят в Россию без уплаты НДС и пошлин. Мы все понимаем, что это невозможно. Да, есть некоторое количество производств, которые успешно развиваются, торгуя на маркетплейсах, — однако число закрывшихся или неразвившихся, по моим оценкам, в десятки раз выше.

Что можно сделать

Если мы хотим изменить эту ситуацию, то нам надо оставить УСН (местный налог) только для местного офлайн-бизнеса. А любую торговлю на маркетплейсах перевести на общую систему налогообложения — с уплатой продавцами полного НДС или обязательствами маркетплейсов доплачивать НДС со всей выручки селлеров на УСН, как это делают все остальные розничные сети. Кстати, маркетплейсы любят говорить, что федеральные сети мало работают с малым бизнесом, забывая добавить, что налоговая система заставляет сети доплачивать НДС с суммы закупки, делая предлагаемые малыми предпринимателями товары невыгодными к продаже.

  • Кроме того, я считаю, что надо либо прямо запретить передачу карточек от одного продавца другому — как процесс, способствующий дроблению бизнеса и неуплате налогов, либо указывать все ООО и ИП, использовавшие эту карточку ранее, а также сроки передачи. А ФНС и маркетплейс уведомлять, на основе какого договора происходит передача карточки товара новому юридическому лицу. Потребитель должен понимать, что старые отзывы уже ничего не значат.

Если этого не делать, то мы увидим в 2026 году и далее чисто номинальный рост числа малых предприятий — ведь порог применения УСН будет снижаться поэтапно: с 60 млн рублей до 20 млн в 2026 году, до 15 млн — в 2027-м и до 10 млн в 2028-м. Это в Москве такие суммы оборотов «не деньги». А для пенсионера из глубинки добавка в 10 000 рублей к пенсии будет вполне достаточным стимулом «пойти работать на маркетплейс», то есть просто дать свои данные для регистрации ИП. Да и массовая регистрация фирм на граждан стран ЕАЭС вполне возможна. В итоге все указанные проблемы для российской экономики останутся нерешенными», — резюмирует Кац.

Мнения

Коровка малого бизнеса и так на ногах еле-еле стоит

Янина Тихонова-Гришина, руководитель РОО «Содействие малому бизнесу»:

  • «Все, что делается сейчас, это плохо отразится на легальном малом бизнесе. На маркетплейсы малый бизнес от отчаяния, потому что он не может продать свой товар на своих точках. Кончится это плохо. Понятно, что маркетплейсы направлены не на развитие малого и микробизнеса, а на удержание при любых условиях малого бизнеса, у которого там нет свободы выбора — они могут работать или так, или никак.

Спираль закручивается вниз, и если предприниматель остановится, он просто ликвидируется. Поэтому соглашается на все условия, чтобы остаться в этой системе. И на дробление, и другие нюансы. К чему это приведет? Нельзя сравнивать крупный и малый бизнес. Со времен ювелиров (когда ювелирную отрасль всю перевели на ОСНО, лишив УСН в 2023 году — Ред.) это смешно звучит, что крупный бизнес жалуется на то, что у него нет таких же условий как у малого, поэтому спасите крупный бизнес. Сделайте для малого такие же условия. У крупного есть множество привилегий, которых нет у малого.

И вообще нельзя сравнивать эти две категории. Мы же не сравниваем пятилетнего ребенка и взрослого, умудренного жизнью, 50-летнего человека. Чем это аукнется для экономики? Коровка малого бизнеса и так на ногах еле-еле стоит. Условия, которые предлагаются сейчас, неприемлемые, добьют бизнес потихонечку. Они не для того, чтобы бизнес существовал, и чудес не будет. Когда уже ничего нельзя будет выжать из малого бизнеса, возьмутся за средний бизнес. Это значит, что экономика не развивается, а разваливается».

  • Владимир Меньшиков, глава НП «Союз малых предприятий»: «Отмена УСН? Так к этому все и идет, и это уже понятно несколько лет. Тут важен вопрос плавности перехода, возможность адаптации бизнеса и все-таки более простых способов ведения бухгалтерского учета и меньших налоговых ставок для микро- и малого бизнеса».
  • Павел Мартыненко, предприниматель и экономист: «Колонка Бориса Каца — это бомба, на мой взгляд. Он прописал причинно-следственную связь между маркетплейсами и серым импортом в купе с дроблением бизнеса. Экосистема маркетплейсов убила и продолжает убивать экономику страны и лоббирование политики маркетплейсов вредит ей, уничтожает производителя.

Государство тратит бюджет страны на создание определенного уровня жизни. Это ложится бременем на каждого, как физическое, так и юридическое лица. Ввоз товаров облагается пошлиной для выравнивания налоговой нагрузки. Борис пишет о том, что через маркетплейсы и сети селлеров удаётся консолидировать экономические нарушения, связанные с уклонением от исполнения финансовых обязательств перед государством, и показывает механизм этого ухода».

Анна Романовская, председатель Ассоциации малого ювелирного бизнеса: «Я так поняла, что речь о введении ндс для тех, кто работает на макретплейсах. Тут я полностью «за»! В целом, согласна со всем, что написано. УСН — для живых и легко проверяемых, малых компаний, а это только оффлайн».