Эта статья – просто крик души.
Так получилось, что мы одновременно решили посмотреть один и тот же фильм. Фильм, как вы поняли, называется «Август», и, нет – это точно не реклама, если только с приставкой «анти».
Сначала немного о фильме. Снят он по мотивам названия фильма, снятого по мотивам книги Владимира Богомолова «Момент истины» (второе её название «В августе 44-го»). Мы не оговорились, фильм «Август» снят именно по мотивам названия фильма «В августе 44-го». Поэтому для начала – несколько слов об оригинальном сюжете.
Август 44-го года, Белорусский фронт готовится к наступлению, идёт скрытая переброска войск. Вблизи города Лида в массиве Шиловичского леса выходит в эфир немецкая радиостанция. Командование требует от СМЕРШа армии найти радиостанцию, потому что передача сведений может… нет, не сорвать наступление, это невозможно, но увеличить потери при наступлении. Когда группа капитана Алехина долго не может найти немецких шпионов-диверсантов и радиостанцию, в Москве решают провести войсковую операцию. Но проведение такой операции сделает невозможным ведение радиоигры с немецкой разведкой. Капитан Алехин игнорирует приказ о прекращении поисков и берет диверсантов с поличным, узнав позывные радиостанции, а победителей не судят, как известно.
Это очень кратко, чтобы не надоедать, и это сюжет и книги, и фильма «В августе 44-го» (советуем). Кстати, книга написана по реальным событиям.
А теперь вкусное. Вот что написано на сайте 1-го канала:
«Городок Шиловичи расположен примерно в 200 километрах к юго-западу от Минска. Неподалёку находится знаменитый Шиловичский лес, ставший местом действий героев романа Владимира Богомолова «Момент истины», которые вели там поиски следов вражеских шпионов...»
Стоп. Городка Шиловичи не существует. Вернее, существует агрогородок Шиловичи… сейчас. До 2009 года это была деревня. Сам по себе «знаменитый Шиловичский лес» ничем, кроме книги «Момент истины», не знаменит. Почему? Потому что это вымышленное место. Сам Богомолов этого не скрывал, он изменил и названия, и место действия. В районе агрогородка нет ничего похожего на описанный в фильме «Август» лес. То есть лесные массивы там есть, но они не настолько крупные, чтобы скрывать… три тысячи немецких солдат (да-да, в фильме «Август» именно столько немецких солдат, чуть ли не элитного спецназа, ТАЙНО скрывалось в лесу, по мнению Никиты Высоцкого и Сергея Снежкина). К слову, многие поклонники книги, а среди них есть немало людей, имеющих отношение к описываемой службе, считают, что действия «Момента истины» происходят севернее Лиды, а не южнее.
«Мало кто знает, что эти леса хранят тайны времён Великой Отечественной войны: в 1941 году трасса Зельва – Слоним, проходившая поблизости, получила название «Дорога смерти». Именно здесь в первые дни боев под ударами авиации прорывались из окружения бойцы Красной Армии и местные жители…»
Вообще надо знать историю, особенно историю Великой Отечественной Войны. Да, в этом районе погибло более десяти тысяч красноармейцев 10-й и 3-й армий, отходящей с Белостокского выступа, только погибли они не под ударами авиации, а под ударами артиллерии и пулемётов. Сражение под Зельвой по своему мужеству и героизму можно смело прировнять к обороне Брестской крепости, а по стратегической значимости оно превосходит оборону Крепости. Почему Первый канал преподносит это как избиение авиацией отступающих окруженцев – непонятно.
Не станем отнимать работу у блогеров и кинокритиков, наверняка уже есть обзоры. Мы пока их не смотрели, так что это наше оригинальное мнение от просмотра. Итак:
Алехин в школе СМЕРШ пытается запомнить фотографии известных предателей и полицаев. Всё бы хорошо, но это отсылает нас к сериалу «Спецназ», с тем же Галкиным (артистом, а не пародистом-иноагентом), разница только в том, что герой Галкина – отвечает правильно, а вот Алехин косячит. И вот есть у нас сомнения, что при подобном обучении использовался слайд-проектор. Будь это просто фото, отсылка была бы не столь очевидной. В общем, сами себе яму авторы кино выкопали. Кстати, именно тут впервые звучит фамилия немецкого диверсанта Мищенко, и дальше о нём упоминают только в финале. А ведь это главный антигерой.
Дальше – кадры с дороги на Лиду (крупный узловой центр), легковая машина с неким майором останавливается, когда Таманцев тормозит грузовик. Зачем – непонятно, но майор очень хочет, чтобы его документы проверил именно Таманцев и именно тут и сейчас. Ну, не тормозят тебя – езжай дальше. Второй момент, который смущает – с какого рожна майор путешествует с женой-офицером и ребёнком на легковой машине? Что, в августе 44-го года у РККА было столько легковушек, чтобы каждому майору давать, пусть и семейному? Странно. Но не суть. С первого взгляда стало понятно – диверсанты. Правда, поначалу «жена с ребёнком» больше на заложников походили... Хороший ход. В общем, бравые СМЕРШевцы косят майора и его водителя, жена хватает пистолет и, прикрываясь ребёнком, устраивает настоящую бойню при помощи ТТ. Мы не считали выстрелы, но их было много, по ощущениям. Слишком много для одного магазина ТТ.
А дальше начинаются чудеса. Лейтенант Блинов, который следует в Лиду, чтобы получить назначение, в парадной форме (это важно), приставляет ствол к спине диверсантки, и она кончает с собой. А в следующий момент лейтенант в полевой форме упрашивает поскорее его отпустить в город, чтобы получить назначение и отправиться на фронт. Зачем он переодевался – не понятно, вроде кровью его не забрызгало… Но когда он успел? Вообще непонятно, что он делал в парадке на дороге, ища попутку. А дальше, дальше начинается…
Ах, да! Как же Блинов попадает в СМЕРШ? Да ему просто начальник отдела СМЕРШ выписывает бумагу и передаёт в подчинение Алехину. Прямо там, прямо на дороге. А что по месту назначения Блинова будут искать, как дезертира – это, видимо, мелочи… И да, Блинов в книге и в фильме 2001 года это хороший, опытный офицер, командир лучшего взвода в своей части, а в этом фильме он выступает как эдакий балласт, непонятно зачем прицепленный к Алехину и Таманцеву.
Вообще, у нас, сложилось впечатление, что авторы фильма не читали книгу, а предыдущую экранизацию смотрели в полглаза. Например, Таманцев на месте выхода радиостанции находит надкушенный огурец, откусывает, понимает, что горький и… и всё. А ведь эта улика, которая в оригинале была очень важна. Дальше, Таманцев говорит Блинову – в штабе крыса и… и всё. Из Таманцева вообще сделали истерика-психопата, который орёт по ночам. К чему? Зачем? Чтобы «тонкую душевную организацию» продемонстрировать? Если книга и фильм 2001 года говорят о профессионализме контрразведчиков, о тяжелом, иногда скучном процессе работы, поиске сведений, доказательств, улик, то в новом фильме героям... просто везет. Таманцев Галкина на карачках исследует территорию и находит следы. А новый Таманцев обнаруживает их совершенно случайно, потому, что на него напал бывший полицай.
Ну, и финал – помните, мы содержание пересказали? В фильме радиостанция должна подать сигнал немцам на фронте, чтобы те перешли в наступление, одновременно с атакой трех тысяч (почему не трёхсот тысяч?) немецких солдат из леса на Лиду. Генерал, приехавший разбираться с ситуацией, считает людей, и получается, что противостоять им должны триста спартанцев... простите, силы СМЕРШа и комендатуры, общей численностью около 300 человек. Серьёзно? В крупном транспортном узле, через который постоянно проходят войска? Да там только охрана железнодорожной станции больше должна быть. Не говоря уж об остальных объектах.
Да весь этот ход – бред! Если немецкие войска могут прорвать фронт, то зачем им привязка к нападению из леса? Но к концу фильма у авторов этой кины вообще крыша потекла. Немцы из леса атакуют часть СМЕРШа на аэродроме. ЗАЧЕМ? До Лиды около сотни километров (Да их там с землей смешают, пока дойдут)! Таманцев раскалывает радиста диверсантов и тот передаёт своим, мол, окруженцы вернулись в лес. И фронтовые части немецких войск останавливают выдвижение! С какого бодуна? Если атака должна была происходить одновременно? У окруженцев в лесу даже гранатомёты есть – не какие-то там фаустпатроны, а нормальные такие, едва ли не РПГ! Гранат и миномётов – куча. У них что, не было радиостанций, почему связь координируется диверсантами? Но и этого мало. Генерал из осаждённого лагеря СМЕРШа связывается с одним из своих людей, и тот говорит, что немцы (после передачи Таманцева) отводят войска. Откуда? С фронта? На фронте 300 человек комендатуры?
В общем… Понравился генерал-лейтенант Алексей Егоров, которого исполнял Роман Мадянов, ему идут такие роли. Так вот он в одном из эпизодов частенько говорил: «Да это бред». Весь фильм – сплошной бред. Смотреть или нет – ваше дело, мы даже пересматривать не стали, чтобы все косяки разобрать.
Да, в фильме нет привычной клюквы про злобное НКВД, но есть штабист, который говорит что-то типа: «Хорошо вам в СМЕРШе, армия думает, что вы НКВД, НКВД – что армия». Автором фильма даже невдомёк, что был армейский СМЕРШ (именно он действует в книге), а был СМЕРШ НКВД...
В нашем личном рейтинге фильмов про войну – твёрдый кол, по десятибалльной шкале. И даже хорошие актёры фильм вытянуть не смогли. А Безруков (не оспоримо – прекрасный и талантливый) выглядел смешно, когда подражал Миронову (Алехин в фильме «В августе 44-го»). Да и Кологривый, подражавший Галкину, смотрится не менее нелепо. Будь это самостоятельный фильм про войну – был бы неплохой боевичок. Много «паф-паф», приличный саундтрек, хорошая картинка. Хотя операторская работа оригинальностью не блещет, переход камеры на лес сверху – уже почти штамп, но понравилось, например, как по-разному выглядит лес, когда меняется настроение героев. А вот как фильм по книге «Момент истины»… Уж простите, это ужасно. Лучше бы просто пересняли фильм 2001-го, как в свое время сделали с фильмом «Брестская крепость».
P.S. Был ещё один фильм с Безруковым: «В июле 41». Наш вам совет, лучше посмотрите сериал «Государственная граница», там есть серия про начало Великой Отечественной, именно она послужила основой для этого фильма.
P.S.S. Всё-таки от клюквы авторы фильма удержаться не могли. Лейтенант Блинов (все ещё рассекающий с бумажкой, выписанной начальником СМЕРШа – почему-то нормальный документ ему не сделали), задерживает группу квартирьеров, которые сбывали ворованный керосин, чтобы заработать денег и потом, за границей, купить шмоток. Зачем это было нужно – непонятно. Наверное, авторы фильма просто не могли не бросить известной субстанции на вентилятор. Ну хоть бы придумали что получше – например, переслать деньги семьям. А вообще, они, наверное, помнили, что квартирьеры в книге присутствовали, но вспомнить не могли, чем они занимались. М-да… Именно за них выдавала себя группа Алехина, опрашивая людей в районе лесного массива.
Всё. Это реально был крик души. Сегодня посмотрим фильм 2001-го года. Чтобы сгладить впечатление.