Найти в Дзене

Самый дорогой клип Daft Punk в истории, или Дзен-буддизм для видеокарт — Обзор фильма "Трон: Наследие" 2010 г.

Сегодня мы сдуваем цифровую пыль с фильма, который в 2010 году заставил всех нас поверить, что будущее будет состоять из неона, латекса и симметрии. Речь о "Трон: Наследие". Режиссер-дебютант (на тот момент) Джозеф Косински (архитектор по образованию, и это, поверьте, очень заметно) совершил, казалось бы, невозможное. Он взял культовую, но безнадежно устаревшую классику 1982 года, которую помнили только гики 80-х, и превратил её в масштабное аудиовизуальное полотно. Это не просто кино. Это двухчасовая заставка для рабочего стола в разрешении 4K, к которой зачем-то прикрутили диалоги. Тон у фильма торжественно-отстраненный, как лицо охранника в элитном клубе. Здесь всё пропитано меланхолией и геометрией. Если в кадре стоит стакан, он стоит строго по золотому сечению. Косински создал мир, где хаос запрещен на законодательном уровне. Но давайте честно, если бы не Daft Punk, этот фильм был бы просто красивой пустышкой. Французские роботы написали такой саундтрек, что ритм буквально вшит в
Оглавление

Сегодня мы сдуваем цифровую пыль с фильма, который в 2010 году заставил всех нас поверить, что будущее будет состоять из неона, латекса и симметрии. Речь о "Трон: Наследие".

Режиссер-дебютант (на тот момент) Джозеф Косински (архитектор по образованию, и это, поверьте, очень заметно) совершил, казалось бы, невозможное. Он взял культовую, но безнадежно устаревшую классику 1982 года, которую помнили только гики 80-х, и превратил её в масштабное аудиовизуальное полотно.

Это не просто кино. Это двухчасовая заставка для рабочего стола в разрешении 4K, к которой зачем-то прикрутили диалоги.

Тон у фильма торжественно-отстраненный, как лицо охранника в элитном клубе. Здесь всё пропитано меланхолией и геометрией. Если в кадре стоит стакан, он стоит строго по золотому сечению. Косински создал мир, где хаос запрещен на законодательном уровне.

Но давайте честно, если бы не Daft Punk, этот фильм был бы просто красивой пустышкой. Французские роботы написали такой саундтрек, что ритм буквально вшит в монтажные склейки. Смотреть "Трон" без звука — это преступление.

И, конечно, Джефф Бриджес. Человек, который умудрился сыграть сразу две роли: мудрого "цифрового бога" (с вайбом Чувака из "Большого Лебовски") и свою зловещую молодую CGI-копию, которая вызывает легкий эффект "зловещей долины".

Daddy Issues в неоновых тонах

История стартует в нашем мире. Прошло 20 лет с тех пор, как Кевин Флинн, гений, плейбой и филантроп (почти Тони Старк, но в свитере), вышел за сигаретами... простите, исчез в недрах своей корпорации ENCOM.

Его сын, Сэм Флинн, вырос. Ему 27, он богат, красив и страдает острой формой юношеского максимализма. Он живет вне системы, гоняет на мотоцикле и раз в год взламывает собственную компанию, чтобы выложить операционку в бесплатный доступ. "Информация должна быть свободной, чуваки!" — как бы говорит нам Сэм, прыгая с небоскреба.

-2

Всё меняется, когда старый друг семьи Алан Брэдли получает сигнал на пейджер (да, в 2010-м пейджеры уже были артефактами палеолита). Сигнал пришел из старого игрового зала Кевина.

-3

Сэм приезжает туда, сдувает пыль с игрового автомата, находит потайную комнату и... начинает нажимать кнопки на папином компьютере.

-4

Логика героя: "О, странный лазер, направленный мне в спину! Пожалуй, я постою прямо перед ним".

-5

Бдыщ! Сэм оцифрован. Добро пожаловать в Систему. Сэм попадает в мир, который его отец создавал как утопию, но который превратился в цифровую Северную Корею.

-6

Его тут же хватают, переодевают в стильный обтягивающий костюм (светящийся, разумеется) и отправляют на гладиаторские бои. Здесь всё решается метанием диска. Выживает тот, кто лучше кидает фрисби.

-7

Тут на сцену выходит Главный Гад — КЛУ (Копирующая Личностная Утилита). Это цифровой клон молодого Кевина Флинна. Когда-то давно Кевин сказал КЛУ: "Создай совершенный мир". КЛУ, будучи программой, понял всё буквально.

  • Хаос = Несовершенство.
  • Люди = Хаос.
  • Вывод = Людей (и всё, что на них похоже) нужно убрать. Логика железная, как серверная стойка.

Сэм понимает, что перед ним не папа, а его "отфотошопленная" злая версия. От смерти на светоциклах (самая крутая сцена фильма, спорить бесполезно) Сэма спасает Кворра — девушка с модной стрижкой каре и на крутой тачке. Она увозит его на "Периферию" — в глушь, где не ловит Wi-Fi КЛУ.

-8

Там Сэм находит настоящего отца. Кевин Флинн постарел, отрастил бороду и окончательно познал дзен. Оказывается, он застрял здесь, потому что портал закрылся.

-9

Кевин рассказывает грустную историю: в Системе самозародилась жизнь — ИЗО (изоморфные алгоритмы). Это было чудо! Био-цифровой джаз! Но КЛУ, помешанный на порядке, решил, что ИЗО — это баг, а не фича. И устроил им тотальный геноцид. Кворра — последняя выжившая из этого цифрового народа.

-10

КЛУ захватил власть и теперь хочет выбраться в реальный мир, чтобы "усовершенствовать" и нас с вами. Для этого ему нужен Диск Кевина — ключ от всех дверей.

-11

Сэм, который не хочет сидеть и медитировать с папой вечность, решает действовать. Он отправляется в город к Зюсу — эксцентричному владельцу клуба "Конец строки" (который ведет себя как Дэвид Боуи под энергетиками), надеясь найти выход.

-12

Зюс, разумеется, предает героев (кто бы сомневался, он же носит плащ!). Начинается заварушка в клубе под божественный бит Daft Punk. Кевин Флинн вынужден выйти из тени, чтобы спасти детей.

-13

Герои захватывают летный транспорт и летят к порталу. За ними гонится КЛУ и его цепной пёс Ринслер. В небе происходит эпичная битва. Внезапно выясняется, что Ринслер — это перепрограммированный Трон (тот самый герой из первого фильма, который "борется за Пользователей"). Трон вспоминает, кто он такой, кричит что-то героическое и жертвует собой, топя свой истребитель в цифровом море.

-14

КЛУ встречает создателя. Кевин понимает, что словами делу не поможешь. Он делает то, что должен сделать любой ответственный программист с зависшей программой — жесткую перезагрузку.

-15

Кевин реинтегрируется с КЛУ (сливается с ним), вызывая мощнейший взрыв, который уничтожает их обоих и, по сути, форматирует жесткий диск всей вселенной Трона.

-16

Сэм и Кворра успевают выскочить в реальный мир. Сэм копирует данные на флешку (бекапы важны, дети!), выключает папин компьютер и уезжает в рассвет на мотоцикле. С ним Кворра, которая впервые видит настоящее солнце.

-17

Вопрос на засыпку: Как Сэм объяснит правительству, откуда у него взялась девушка без паспорта, свидетельства о рождении и знающая только как кидать диск? Но это уже совсем другая история.

Когда видеокарта за $5000, а сценарий за 5 копеек

Если вы, посмотрев на этот визуальный банкет, ждали глубокого киберпанк-высказываний в духе "Бегущего по лезвию" или философских терзаний уровня "Призрака в доспехах", то у меня для вас плохие новости. Этот фильм — идеальный пример того, как безумные бюджеты и визуальный перфекционизм разбиваются о ленивую драматургию

-18

Давайте начнем с фундамента. Сценарий здесь сшит не просто белыми нитками, а светящимся неоновым канатом. Disney остался верен себе: это продукт для подростков, где мир поделен на Черное и Белое с такой четкостью, что дальтоники плачут от счастья.

  • Хорошие: Светятся бело-голубым, любят свободу и обнимашки.
  • Плохие: Светятся оранжево-красным, любят маршировать строем и хмурить брови.

Никакой серой морали. Никаких сложных дилемм. Конфликт строится на бунте программы против Создателя. КЛУ хочет захватить наш мир, потому что мы — "источник хаоса". Свежо? Нет, это было избито еще когда Терминатор ходил пешком под стол.

-19

Мы имеем злодеев, которые злые просто потому, что их нарисовали с угрюмым выражением лица. А концовка считывается на пятнадцатой минуте, как только нам объясняют правила игры.

-20

Персонажи в этом фильме не разговаривают. Они декларируют. Каждая фраза звучит так, будто ее готовили для трейлера или для пафосного статуса в соцсетях:

"Совершенство — это не цель, это путь".
"Я не твой отец, я его улучшенная версия".

Серьезно? Люди (и программы) так не общаются.

-21

Сэм Флинн абсолютно пустой герой-функция. Он нужен только для того, чтобы зритель мог ассоциировать себя с красивым парнем на мотоцикле. Его харизма заканчивается там же, где и заряд аккумулятора его байка.

-22

Любовная линия с Кворрой настолько стерильная, что хочется проверить пульс у обоих. Их химия напоминает взаимодействие двух симов, которым игрок просто приказал "Флиртовать". Драматические моменты обрываются, не успев начаться, потому что — эй, смотрите, светоциклы!

-23

Но самое веселое начинается, если вы (не дай бог!) включите критическое мышление.

-24

Злодей — "совершенный интеллект". И каков его план? Ждать 20 лет! Он сидит и ждет, пока Сэм случайно зайдет в старый зал, случайно найдет потайную дверь, случайно нажмет кнопки и случайно активирует лазер.

-25

Это не стратегия, это лотерея. Почему КЛУ, владея мощностями целой вселенной, не мог отправить имейл? Или взломать сеть? Его план захвата мира выглядит рискованным и нелепым для существа, которое якобы превосходит человека в вычислениях.

-26

Кевин Флинн — Творец. Он Бог этого мира. У него есть "диск администратора". И что он делает 20 лет? Сидит на коврике и медитирует. Он не пытается открыть портал, не пытается переписать код КЛУ, он просто ждет.

-27

Это подается как "мудрость и недеяние", но выглядит как сценарная импотенция. "Я ничего не делаю, потому что любое действие поможет врагу" — очень удобная позиция, чтобы оправдать отсутствие сюжета в середине фильма.

-28

КЛУ — это утилита. Программа. Он топит за "совершенство" и порядок.
Тогда почему он ведет себя как истеричный подросток с комплексом неполноценности?

-29

Он орет, злится, проявляет высокомерие и устраивает гладиаторские бои ради развлечения толпы (программ!). Зачем программам развлечения? Зачем "идеальному" существу гнев? Это прямое противоречие его сути, которое сценаристы даже не пытаются объяснить.

Самый дорогой скринсейвер в истории, который мы заслужили

Ладно, давайте уберем сценарный микроскоп и будем честными. Мы только что знатно "пропесочили" фильм за его наивность, дыры в логике и персонажей-картонок. Но если бы "Трон: Наследие" был просто плохим кино, о нём бы забыли быстрее, чем о пароле от старой почты. Но на дворе 2025 год, а мы всё еще говорим о нём. Почему?

-30

Потому что Джозеф Косински — не просто режиссер. Он — архитектор (буквально, по диплому), который построил для нас аудиовизуальный храм.

-31

Если в сюжете у нас царит хаос и слабоумие, то в картинке — абсолютная диктатура порядка. Косински сделал ставку на тотальный дизайн. Вы заметили, что фильм вызывает странное, почти подкожное чувство "синтетичности"? Это не баг, это фича.

-32

Кадры выстроены по жестким геометрическим законам. Наш мозг, привыкший к природному хаосу и мягкому "золотому сечению", впадает в ступор от этой идеальной симметрии. Это гениальное решение, чтобы погрузить зрителя в мозг машины.

-33

Прошло полтора десятилетия. Полтора! За это время графика в фильмах Marvel успела скатиться в мыльное месиво. А "Трон"? Светоциклы и дисковые бои выглядят круче, стильнее и "дороже", чем 90% того, что сейчас выливают на стриминги.

-34

Косински — маньяк визуала. Мы видели это потом и в "Обливионе", и в "Топ Ган: Мэверик", но именно здесь его перфекционизм достиг абсолюта.

-35

Давайте признаем очевидное: 50% успеха этого фильма (да ладно, кого я обманываю — все 70%) — это великие французские роботы.

-36

Тома Бангальтер и Ги-Манюэль де Омем-Кристо сделали не просто саундтрек. Они подарили этому мертвому цифровому миру душу.

-37

Это редчайший случай в истории кино, когда кажется, что не музыка писалась под кадры, а фильм снимали под готовый альбом.

-38

Ритм буквально вшит в ДНК монтажа. Каждая склейка, каждый поворот головы, каждое движение светоцикла синхронизировано с битом электро-хауса. Это не кино под музыку, это двухчасовой клип с бюджетом в 170 миллионов долларов.

Сцена в клубе "Конец строки":

Кевин Флинн заходит, расталкивая программы, и начинает раздавать "люлей" под мощнейшие басы. А на заднем плане, за диджейским пультом, стоят сами Daft Punk в своих шлемах и качают головой в такт. Это чистый адреналин. В этот момент можно простить фильму любой идиотский диалог.

Они смешали электронику, хаус и оркестровую мощь так, что даже спустя годы этот OST пробирает до мурашек. Это музыка небесной красоты, звучащая в цифровом аду.

Подводя черту, что мы имеем?

"Трон: Наследие" — это великолепный, глянцевый, безупречно стильный аудиовизуальный перформанс, завернутый в обертку посредственного подросткового фанфика.

Да, логика здесь хромает на обе ноги (а иногда и ползет). Да, мотивация злодея рассыпается от одного вопроса "Зачем?". Да, диалоги заставляют закатывать глаза так далеко, что можно увидеть собственный мозг.

ОДНАКО!

Этот фильм — шедевр атмосферы. Его нужно смотреть. Но смотреть правильно:

  1. Найдите самый большой экран, который сможете.
  2. Включите звук на полную мощность (соседи потерпят, это Daft Punk).
  3. Полностью отключите критическое мышление.

Воспринимайте это не как повествование, а как масштабный видеоарт. Смотрите ради безумной симметрии Косински. Ради харизмы бородатого Джеффа Бриджеса, который играет дзен-буддиста. И, безусловно, ради того, чтобы еще раз услышать, как Daft Punk превращают глупую историю в эпическую легенду.

Конец.

Ставьте лайки, комментируйте и подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы всегда быть в курсе новых киноразборов! Также приглашаем в наш Telegram-канал t.me/movies_revies, где вас ждёт ещё больше интересного!