Найти в Дзене

Сказочный провал

Этой осенью у жителей Петербурга появилась уникальная возможность погрузиться в атмосферу чудес и волшебства… Или нет? 23 октября 2025 года состоялась премьера долгожданного проекта Юрия Хмельницкого, отечественной экранизации сказки Льюиса Кэррола «Алиса в стране чудес». Картина может похвастаться обилием известных актеров: Анна Пересильд, Милош Бикович, Сергей Бурунов, Ирина Горбачева и др. Над съемками трудилась команда профессионалов. Среди них: 18 продюсеров (в том числе Тина Канделаки, Игорь Мишин и Данила Шарапов), Карина Чувикова в роли сценариста и известный художник по костюмам Татьяна Мамедова. Точный бюджет фильма неизвестен, но, по данным Forbes.ru, было выделено несколько сотен миллионов рублей. Съемки стартовали в 2024 году и проходили в Москве, Сочи и Абхазии. Казалось бы, картина обречена на успех. Для этого были соблюдены все условия. Кассовые сборы превысили отметку в 1 миллиард рублей, только вот рейтинг среди зрителей не поднялся выше оценки 5,5 (Кинопоиск). В чем
Оглавление

Этой осенью у жителей Петербурга появилась уникальная возможность погрузиться в атмосферу чудес и волшебства…

Или нет? 23 октября 2025 года состоялась премьера долгожданного проекта Юрия Хмельницкого, отечественной экранизации сказки Льюиса Кэррола «Алиса в стране чудес». Картина может похвастаться обилием известных актеров: Анна Пересильд, Милош Бикович, Сергей Бурунов, Ирина Горбачева и др. Над съемками трудилась команда профессионалов. Среди них: 18 продюсеров (в том числе Тина Канделаки, Игорь Мишин и Данила Шарапов), Карина Чувикова в роли сценариста и известный художник по костюмам Татьяна Мамедова. Точный бюджет фильма неизвестен, но, по данным Forbes.ru, было выделено несколько сотен миллионов рублей. Съемки стартовали в 2024 году и проходили в Москве, Сочи и Абхазии. Казалось бы, картина обречена на успех. Для этого были соблюдены все условия. Кассовые сборы превысили отметку в 1 миллиард рублей, только вот рейтинг среди зрителей не поднялся выше оценки 5,5 (Кинопоиск). В чем дело?

«В чем сила, брат?»

«Вся сила в любви, в правде и вы это поймете, посмотрев этот фильм». Донести сию истину до зрителя не получилось. Причин множество. Начать стоит с сюжета, в котором четко прослеживаются неуместные попытки сценариста удариться в литературное творчество и переписать оригинал сказки на свой лад. Ничего хорошего из этого не вышло. Сквозь призму абсурда, впрочем, прослеживаются попытки создать что-то похожее на кино. После очередной ссоры родителей Алиса поспешно покидает дом и встречает на своем пути… Белого Кролика в лице Андрея Федорцова. Осознание того, что перед нами находится именно этот сказочный герой, приходит не сразу: гримеры даже не пытались работать. Что мы видим дальше? Нелепая сцена на фоне старенького подобия на детскую площадку. После шоковой терапии зритель понимает, что герой охотится за временем, поэтому отнимает у бедной девочки часы и, по всем канонам, исчезает в норе. В нашем случае – скатывается с горки. Алиса, эмоции которой, ввиду их полного отсутствия, очень сложно охарактеризовать, отчаянно бросается в погоню и попадает в страну чудес.

Там начинаются настоящие приключения в мире безвременья и хаоса? Нет, там начинаются попытки дать каждому герою сольную вокальную партию на фоне кислотных декораций. Видно, что проделана длительная и весьма результативная работа. Путем упорного многомесячного труда «Алису в стране чудес» превратили в безвкусный мюзикл с элементами подростковой драмы. Среди ключевых элементов наблюдаем зачем-то добавленную любовную линию, странный юмор, который был ориентирован на людей с критически высокой температурой, и стихи Высоцкого. Несчастному поэту стоит уделить отдельное внимание: он страдал больше тех, кому не посчастливилось заплатить за стоминутную пытку. Композитор изобрел прекрасное музыкальное решение в виде веселеньких ремиксов, которые сначала перевернули, а затем уничтожили глубокий смысл лирики. Нелепые телодвижения дополнили сие зрелище и вместе с тем стали танцами на костях почившего творца. Вдобавок, фильм пестрит максимально приближенными кадрами, чтобы даже слепой смог увидеть актерскую игру Пересильд во всей красе. Кто бы мог подумать, что можно отыграть десятки эмоций сотнями оттенков отсутствия какого-либо отражения состояния героини на лице актрисы. Но нельзя не отметить и достоинства картины. Например, эксклюзивный костюм Сергея Бурунова. Смешной синий пуховик в пол смог заставить зрителей улыбнуться и заглушить боль от просмотра. Происходящее на экране действительно можно назвать издевательством над аудиторией.

Радужные грезы

Премьера состоялась 23 октября 2025 в кинотеатре «Октябрь», в Москве. Съемочная команда и приглашенные звезды поделились мнением о проекте с репортерами САРАФАН ШОУ.

Андрей Федорцов (об Анне Пересильд): «Она очень талантлива… круче многих профессиональных артистов».

Кратко, емко и по делу. А что там с декорациями?

«Какие были декорации на съемочной площадке: настоящие или графика?»

Олег Савостюк: «Великолепные! И такие, и такие. У нас есть и графика, естественно, и живые декорации. Живые потрясающие: самшитовый лес, бесконечный стол. Половина – настоящие декорации, половина – графика».

Квинтэссенция позитива на премьере создает ощущение, что в кинотеатрах по всей стране нам транслируют другой фильм, к которому все собравшиеся не имеют никакого отношения.

«Чем эта роль тебе запомнилась?»

Артем Кошман: «В этом было очень много фантазийной свободы. Бывает такое, что дают карт-бланш, а это немножечко карт-бланш такого уровня. Что бы ты ни сделал, ты не допустишь ошибки… это вымышленный мир и очень интересно в нем существовать по-разному».

Просчитался, но где?

Дополняют общую картину приглашенные гости. Среди них – самые яркие представители шоу-бизнеса. На премьере присутствовали: Марго Овсянникова, которая из-за переизбытка эмоций даже забыла о своей традиции кукарекать перед камерой, ее продюсер – Филипп Киркоров, Андрей Савочкин, Оксана Мажулис, Карина Нигай, Милана Стар, Анна Калашникова, Алиса Буслова и другие.

Стоит упомянуть, что в день премьеры на книжном сервисе «Строки» вышла аудиокнига «Алиса в стране чудес» в исполнении Анны Пересильд.

Если этого мало, то можно приобрести бумажный вариант, основанный на фильме, в любом книжном магазине.

Жестокая реальность

Зрители не поддержали позитивную ноту, заданную съемочной группой. Онлайн-платформы трещат от избытка негативных отзывов, а те, в свою очередь, блистают красочными заголовками в духе «Алиса в стране веществ» или «Артхаусный мюзикл для никого». Кинокритики тоже не смогли молча созерцать этот ужас. На фильм написано 6 рецензий, из них – 5 негативных.

Тимур Алиев описал фильм так: «Лихорадочный сон человека с крайне высокой температурой», «Среднестатистический набор российских стереотипных персонажей», «Философский абсурд Кэрролла, многослойность Высоцкого и пресловутый янг-эдалт здесь выступают буквально как лебедь, рак и щука, которые, как в басне, тянут кино в разные стороны». Кроме того, критик заметил сходство с картинами Тима Бертона: «Те же ярко-кислотные цвета, от которых вытекают глаза, те же гипертрофированные, пышные декорации, те же аляповатые костюмы — все, за что пятнадцать лет назад ругали автора «Эдварда руки-ножницы» и «Битлджуса», здесь воспроизведено, кажется, с еще большим энтузиазмом. В эту цветастую эстетику с трудом вписывается звездный актерский каст».

Виктория Беликова, напротив, осталась довольна мюзиклом: «Режиссер переносит героиню в новый контекст: Алиса здесь — современная школьница, которая живет вполне обыденной жизнью, без особых достижений в учебе и без заметных амбиций. Она общается с подругами, пытается разобраться в собственных чувствах, учится строить отношения с мальчиком — и все это выглядит очень узнаваемо и жизненно для подростковой аудитории». Критику удалось зацепиться за самое уместное оправдание нелепости картины: «Важно отметить и то, что фильм не является буквальной экранизацией Кэрролла».

Мнения разделились, причем недовольных почему-то больше. Действительно, что же не так? После прочтения отзывов складывается ощущение, что фильм понравился только съемочной группе.

В чем ошибка?

Громкая рекламная кампания не соответствует сюжетной, визуальной и аудиальной составляющим картины. И выделенному бюджету. Например, отсутствие грима и «уникальные» костюмы превращают сказочных персонажей в городских сумасшедших. Всех, кроме шляпника, которого сценарист обделил безумством. Hatter Sapience или Шляпник Разумный делает этот фильм еще хуже.

Театр абсурда

Выход «Алисы в стране чудес» было сложно не заметить. После того, как стадия шока прошла, социальные сети рухнули под шквалом пародий и негодования. Волна возмущения за пару дней превратилась в цунами. Кадры легли в основу шуточных произведений интернет-фольклора, а главную героиню за очень широкий эмоциональный диапазон потопили в чане с критикой. Справедливо. Но в любой сказке есть и положительные персонажи. На защиту главного лица картины вышли поклонники. Только вот их никто об этом не просил. Анна под одним из ободряющих роликов написала: «У меня все отлично!» И за это подверглась еще большему шквалу критики, на этот раз от фанатов.

Но бурный ажиотаж вокруг фильма быстро стих. Через месяц о мюзикле перестали говорить. Произведение не содержит никаких глубинных смыслов и, вследствие этого, не может долго оставаться на плаву. Пользователям не понадобилось много времени для того, чтобы выявить все недостатки и немногие достоинства. Дальнейшие события скорее можно назвать попыткой мертвого пилота вывести стремительно падающий самолет с нерабочим двигателем в пике.

О чем речь? Черный пиар – тоже пиар. Костюмы не остались в стороне. В октябре 2025 Тина Канделаки заявила, что намерена подать в суд на бренд LAVITAза нарушение авторских прав. По ее словам, платье Алисы было разработано дизайнером специально для мюзикла, поэтому продавец должен убрать товар с платформы Wildberries. По мнению продюсера, бренд полностью скопировал платье главной героини.

Но сообщение не оказало никакого эффекта. Эксклюзив все еще находится в свободной продаже. Наряды других героев фильма тоже можно приобрести, ведь художник по костюмам, как и гримеры, был крайне удивлен тем, что на работе (неожиданно, но факт) нужно работать.

Вердикт

На фильм было возложено слишком много надежд. Проект провалился еще на этапе зарождения идеи. Дословное воспроизведение сказки могло бы намного больше понравиться зрителям. Козырь любой подобной картины («Это самостоятельное произведение!») смог бы сыграть, если бы произведения было самостоятельным, а не плохим.

Визуальная составляющая не создает атмосферу сказки, а нагоняет сомнения в собственной финансовой грамотности. Актерская игра – еще одна пробоина этого корабля. Ни один герой не вызывает у зрителя чувство симпатии. Большинство персонажей – шаблонные картонки с искусственной мотивацией. Музыкальное сопровождение морально добивает всех в зрительном зале. Чтобы так извратить произведения Высоцкого, нужно было приложить немало усилий.

В целом, эта сказка больше напоминает ночной кошмар. Очередное доказательство тому, что не нужно вносить новые элементы в законченное классическое произведение. Навязчивая реклама вызывает чувство отвращения, а бесконечный поток оправданий перед разгневанной аудиторией только глубже закапывает изначально мертвый проект. Находятся и умники, которые кричат: «Перестаньте придираться, это же детский фильм!» Подобные высказывания тоже легко парировать. Детский фильм не должен быть плохим, поэтому подобные зачатки мыслительной деятельности тоже не могут стать достойным аргументом в защиту фильма. Так называемый «черный пиар» забил последний гвоздь в крышку гроба.

С источником вдохновения можно познакомиться в любом кинотеатре Санкт-Петербурга.

Злая Добродетель