Найти в Дзене
НТВ

На смену бакалавриату придет БВО: как в России изменится высшее образование

Со следующего года Россия начнет переходить на новую систему высшего образования. Болонскую модель, к которой наша страна присоединилась 20 лет назад, заменит собственная трехуровневая структура, включающая в себя базовое высшее, специализированное высшее и аспирантуру. Студент третьего курса Московского педагогического университета Павел Малиновский как будущий учитель истории и обществознания внимательно изучил, как будет выглядеть перезагрузки системы высшего образования в России, и вынес свой вердикт. Павел Малиновский, студент Московского педагогического государственного университета: «С моей точки зрения, да, плюсов довольно много, потому что расширяется вариативность. То есть человек при поступлении может сразу определить, что же ему хочется от жизни». Московский педагогический вместе с пятью другими ведущими университетами страны участвует в масштабном образовательном эксперименте. Его суть в том, что на смену привычному бакалавриату придет БВО — базовое высшее образование. Сро

Со следующего года Россия начнет переходить на новую систему высшего образования. Болонскую модель, к которой наша страна присоединилась 20 лет назад, заменит собственная трехуровневая структура, включающая в себя базовое высшее, специализированное высшее и аспирантуру.

Студент третьего курса Московского педагогического университета Павел Малиновский как будущий учитель истории и обществознания внимательно изучил, как будет выглядеть перезагрузки системы высшего образования в России, и вынес свой вердикт.

Павел Малиновский, студент Московского педагогического

государственного университета: «С моей точки зрения, да, плюсов довольно много, потому что расширяется вариативность. То есть человек при поступлении может сразу определить, что же ему хочется от жизни».

Московский педагогический вместе с пятью другими ведущими университетами страны участвует в масштабном образовательном эксперименте. Его суть в том, что на смену привычному бакалавриату придет БВО — базовое высшее образование. Сроки обучения варьируются от четырех до шести лет. В дипломе будет четко прописана специальность.

Екатерина Балабаева, проректор по учебно-методической работе

Московского педагогического государственного университета: «Мы уходим от системы бакалавриата магистратуры, причем такого на самом деле безликого бакалавра, и приходим к понятной работодателю системе профессиональных квалификаций — учитель, дефектолог, преподаватель, педагог, психолог».

Магистратура станет специальным высшим образованием со сроком обучения от одного года до трех лет. Это шанс углубить, а не сменить профессию. К примеру, журналист сможет стать экспертом в военной журналистике, а юрист — в международном праве. Но стать маркетологом с дипломом геодезиста не получится.

Главный принцип новой системы обучения — гибкость. Если раньше все специальности, начиная от менеджера и учителя и заканчивая физиком-ядерщиком, должны были вписаться в четыре года бакалавриата, теперь продолжительность обучения будет определяться единственной величиной — временем, необходимым для качественного освоения профессии.

Проректор Университета МИСИС, одного из шести вузов-первопроходцев, объясняет, что суть нововведения — в создании индивидуальных образовательных траекторий. Студент сам решает, сколько учиться, — четыре года, пять или шесть лет. Разный срок — разный уровень квалификации.

Андрей Воронин, проректор по образованию Национального

исследовательского технологического университета: «Есть задача, чтобы в один такт мы могли получать полноценного специалиста, которого не нужно потом вечно доучивать».

Реформа затронет и аспирантуру. Теперь это отдельная ступень образования, а главная задача аспиранта — научная работа и подготовка диссертации. Степан — третьекурсник Балтийского федерального университета имени Канта, еще одного вуза, задействованного в эксперименте. Он мечтает стать химиком-исследователем, теперь его ждет приятный бонус — не нужно поступать в магистратуру, а можно сразу идти в аспирантуру.

Степан Максимов, студент Балтийского федерального университета им. И. Канта: «Меня как раз, наоборот, это заинтересовало, потому что такая программа позволяет без лишней головной боли сразу поступить в аспирантуру».

Настя, наоборот, хочет как можно быстрее начать работать химиком на заводе. Теперь это можно сделать после четвертого курса.

Анастасия Калюгина, студентка Балтийского федерального университета им. И. Канта: «Четыре года очень подойдут для таких людей, как я, которые хотят скорее выйти на работу, скорее попробовать себя на практике. Но это не отменяет того, что за четыре года я успею получить все необходимые мне знания и навыки».

Еще одно ключевое изменение — практико-ориентированность и тесная связь с будущими работодателями.

Павел Федураев, руководитель образовательно-научного кластера «Институт медицины и наук о жизни» Балтийского федерального университета им. И. Канта: «Когда индустриальный партнер вовлекается, он при этом для себя формирует некий образ выпускника и может осуществлять такой же ранний выбор тех наиболее талантливых студентов, которых он бы хотел видеть на своих рабочих местах».

Массовый переход всех российских вузов на новую модель образования запланирован на 2027–2028 учебный год. Пока же университеты-первопроходцы продолжают отлаживать механизмы. В основе же новой системы образования, по словам экспертов, лучший опыт советской школы с ее фундаментальностью, плюс гибкость, необходимая для ответов на вызовы стремительно меняющегося мира.