Найти в Дзене
Титры ещё идут

Луи де Фюнес — Человек, который превратил гнев в искусство

Луи де Фюнес — это актёр, который не нуждается в спецэффектах, шутках ниже пояса или громких словах. Он смешит движением брови, резким поворотом головы, интонацией. Его комедия понятна без перевода, поэтому фильмы де Фюнеса одинаково любили во Франции, СССР и далеко за их пределами. Луи Жермен Давид де Фюнес де Галарcа родился в семье испанских эмигрантов в 1914 году недалеко от Парижа. Его родители перебрались из Севильи в пригород Парижа, поскольку в их семьях были против их брака. Луи с детства чувствовал себя немного чужим. В школе он часто конфликтовал, плохо учился, плохо подчинялся правилам и раздражал учителей.
Он рано выработал привычку наблюдать за людьми, подмечать их слабости и копировать манеру поведения. Это станет основой его комедийных образов — маленьких тиранов, вспыльчивых начальников, самодовольных бюрократов. Прежде чем стать актёром, де Фюнес работал кем угодно:
курьером, настройщиком пианино, пианистом в барах.
Луи начал свою карьеру в театре. В кино он начал
Оглавление

Луи де Фюнес — это актёр, который не нуждается в спецэффектах, шутках ниже пояса или громких словах. Он смешит движением брови, резким поворотом головы, интонацией. Его комедия понятна без перевода, поэтому фильмы де Фюнеса одинаково любили во Франции, СССР и далеко за их пределами.

Неспокойный ребёнок

-2

Луи Жермен Давид де Фюнес де Галарcа родился в семье испанских эмигрантов в 1914 году недалеко от Парижа. Его родители перебрались из Севильи в пригород Парижа, поскольку в их семьях были против их брака. Луи с детства чувствовал себя немного чужим. В школе он часто конфликтовал, плохо учился, плохо подчинялся правилам и раздражал учителей.

Он рано выработал привычку наблюдать за людьми, подмечать их слабости и копировать манеру поведения. Это станет основой его комедийных образов — маленьких тиранов, вспыльчивых начальников, самодовольных бюрократов.

Долгая дорога к успеху

«Шесть потерянных часов» (Six heures à perdre, 1946); «Миссия в Танжере» (Mission à Tanger, 1949); «Дю Геклен» (Du Guesclin, 1949); «Игроки» (Les joueurs, 1950); «Пик-Пик» (Pouic-Pouic, 1963)
«Шесть потерянных часов» (Six heures à perdre, 1946); «Миссия в Танжере» (Mission à Tanger, 1949); «Дю Геклен» (Du Guesclin, 1949); «Игроки» (Les joueurs, 1950); «Пик-Пик» (Pouic-Pouic, 1963)

Прежде чем стать актёром, де Фюнес работал кем угодно:
курьером, настройщиком пианино, пианистом в барах.

Луи начал свою карьеру в театре. В кино он начал сниматься ещё в 40-х в эпизодических ролях, и десятилетиями играл второстепенные роли. Луи сыграл
в более чем 100 фильмах, прежде чем ему предложат главную роль. Его считали «слишком нервным» и «некрасивым для главных ролей».

Успех пришёл к нему после 50 лет — редкий и вдохновляющий пример.

Большие роли ему начали приходить с фильма Жана Жиро «Пик-Пик» (Pouic-Pouic, 1963).

Золотые годы

Настоящий успех пришёл к де Фюнесу после 50 лет. Именно в этот период он снялся в фильмах, которые сегодня считаются классикой.

«Жандарм из Сен-Тропе» (Le gendarme de Saint-Tropez, 1964) и продолжения

-4

Одна из самых известных ролей де Фюнеса — жандарм Крюшо.
Это образ маленького человека с огромным самомнением:
он рвётся к власти, любит командовать и постоянно попадает в нелепые ситуации.
Серия фильмов показывает, как актёр умеет превращать
обычные бытовые конфликты в феерию комедии. Для молодого зрителя это отличный пример того, как работает классическая комедия без спецэффектов.
А серия фильмов о жандармерии насчитывает ещё 5 продолжений.

«Фантомас» (Fantômas, 1964–1967)

-5

Трилогия о загадочном преступнике Фантомасе стала международным хитом.
Луи де Фюнес играет комиссара Жюва — самоуверенного, нервного и крайне амбициозного полицейского, который постоянно проигрывает своему противнику. Контраст между серьёзностью героя и его комичными провалами делает фильм
особенно смешным.
Для многих зрителей именно
«Фантомас» стал первым знакомством с актёром.

«Ресторан господина Септима» (Le grand restaurant, 1966)

-6

Одна из самых динамичных и “телесных” комедий Луи де Фюнеса. Он играет владельца элитного парижского ресторана — нервного перфекциониста, доводящего до отчаяния и персонал, и гостей.
Фильм строится на бешеном темпе: де Фюнес
буквально не останавливается ни на секунду, превращая каждую сцену в комедийный номер. Для молодого зрителя это хороший пример того, как работает чистая актёрская комедия без сложного сюжета — всё держится на энергии и ритме главного героя.

«Большая прогулка» (La grande vadrouille, 1966)

-7

Один из самых популярных французских фильмов всех времён.
Действие разворачивается во время Второй мировой войны, но война здесь — лишь фон для комедии характеров. Де Фюнес играет самодовольного дирижёра Парижской оперы, который вынужден помогать сбитым британским лётчикам.
Контраст между его трусостью, эгоизмом и внезапными вспышками храбрости делает фильм не только смешным, но и удивительно тёплым. Это пример комедии без злобы,
где юмор объединяет людей.

«Оскар» (Oscar, 1967)

-8

Комедия положений, практически театральная, но невероятно смешная.
Де Фюнес играет бизнесмена, у которого за один день рушится вся жизнь: тайны, обманы, ложь и абсурд наслаиваются друг на друга.Для молодых зрителей
«Оскар» — отличное введение в интеллектуальную комедию, где юмор строится не на гэге, а на ситуации.

«Человек-оркестр» (L'homme orchestre, 1970)

-9

Один из самых динамичных фильмов де Фюнеса. Он играет владельца музыкальной труппы, который буквально контролирует всё и всех.
Фильм построен на бешеном темпе, пластике и точности движений. Здесь особенно заметно, что де Фюнес — не просто актёр, а
настоящий мастер ритма и тела.

«Приключения раввина Якова» (Les aventures de Rabbi Jacob, 1973)

-10

Один из самых смелых и необычных фильмов в его карьере.
Под маской комедии здесь скрыта сатира на предрассудки, ксенофобию и страх перед “другими”. Несмотря на серьёзную тему, фильм остаётся лёгким и смешным, а де Фюнес — невероятно живым и точным.

«Крылышко или ножка» (L'aile ou la cuisse, 1976)

-11

Одна из самых «взрослых» и актуальных комедий де Фюнеса.
Здесь он играет гастрономического критика, объявившего войну индустрии фастфуда и поддельного качества. Под видом лёгкой комедии фильм
высмеивает массовое производство, потерю вкуса и жажду прибыли любой ценой.
Для современного зрителя
«Крылышко или ножка» неожиданно звучит актуально и показывает, что де Фюнес умел быть не только смешным, но и социально острым.

Семья как тихая гавань

-12

Несмотря на взрывной экранный характер, в жизни Луи де Фюнес был семейным человеком.
Он был женат дважды, но именно второй брак с Жанной де Мопассан стал для него опорой. Со своей будущей женой Луи познакомился в музыкальной школе, где он обучался во время оккупации Парижа во время Второй мировой войны, Жанна работала там секретарём. В браке у них родились
двое сыновей, и семья всегда оставалась для него важнее светской жизни.
Он не любил приёмы, редко появлялся на публике вне съёмок и предпочитал проводить время дома или в саду.

Обратная сторона славы

-13

С годами у де Фюнеса появилась мания преследования. Даже идя в свой сад, он не выходил без пистолета. Он болезненно воспринимал внимание публики, опасался папарацци и редко выходил из дома без необходимости.
Популярность, к которой он так долго шёл, стала для него источником тревоги. Он всё чаще уединялся, избегал общения и находил покой только в работе и природе.

Последний акт

В 70-х годах здоровье актёра ухудшилось. Инфаркты заставили его работать осторожнее и реже.

«Суп из капусты» (La soupe aux choux, 1981)

-14

Необычный, почти философский фильм с элементами фантастики. Здесь де Фюнес уже спокойнее, мягче, но всё ещё узнаваем. Картина показывает другую сторону актёра — более лиричную.

«Жандарм и жандарметки» (Le gendarme et les gendarmettes, 1982)

-15

Последний фильм серии и последний в карьере актёра. Это прощание с образом Крюшо и со зрителями, которые полюбили его за десятилетия. Через несколько месяцев после съёмок, Луи де Фюнес умер от третьего сердечного приступа.

Факты и наследие

-16

В 1973 году он стал кавалером французского ордена Почётного легиона.

Луи жил в замке Клермон XVII века. Там он разбил на территории замка розарий. В честь Луи де Фюнеса был назван сорт роз — редкая честь для актёра. Это стало символом народной любви и признания.
Роза де Фюнеса — яркая, жизнерадостная и запоминающаяся, как и его экранные образы.

В мультфильме «Рататуй» (Ratatouille, 2007) персонаж Скиннера частично основан на образе де Фюнеса, его поведения и языка тела.

Луи де Фюнес доказал, что комедия может быть умной, универсальной и вечной. Его фильмы не устаревают, потому что они о человеческих слабостях, которые не меняются.

Для молодых зрителей Луи де Фюнес — это возможность увидеть, каким было кино, когда смеялись не над эффектами, а над характером.

И, возможно, после первого фильма захочется посмотреть второй. А потом — ещё один.