Найти в Дзене
Русь Изначальная

Убивала ли княгиня Ольга своего мужа Игоря: мифы и легенды?

Личность этой княгини до сих пор не исследована до конца. Была ли она единственной женой Игоря или же его второй женой. А может быть, она и убила Игоря, будучи полюбовницей Мала, а потом его же и обвинила. Официально считается, что Ольга происходила из Псковских земель. Когда Игорь после охоты на зверя встретил Ольгу, то совершил попытку ею овладеть. Но, встретив сопротивление от столь неприступной перевозчицы на другой берег, решил на ней жениться. Есть предположение, что Олег Вещий то ли был её отцом, то ли каким-то родственником, то ли просто сводником. Об Ольге как дочери Олега Вещего сообщает Пискаревский летописец и Холмогорскя летопись. Кстати, перевоз князя Игоря через реку в свадебных песнях означает: "...переход в новый род, в новую семью...". Кроме того, в ПВЛ не сообщается доподлинно, что Ольга имела не знатное происхождение. А вот "Степенная книга" говорит о том, что она происходила не из Пскова, а из веси Выбутской, то есть из сельской местности, и была сельчанкой. Соглас

Личность этой княгини до сих пор не исследована до конца. Была ли она единственной женой Игоря или же его второй женой. А может быть, она и убила Игоря, будучи полюбовницей Мала, а потом его же и обвинила.

Официально считается, что Ольга происходила из Псковских земель. Когда Игорь после охоты на зверя встретил Ольгу, то совершил попытку ею овладеть. Но, встретив сопротивление от столь неприступной перевозчицы на другой берег, решил на ней жениться.

Есть предположение, что Олег Вещий то ли был её отцом, то ли каким-то родственником, то ли просто сводником. Об Ольге как дочери Олега Вещего сообщает Пискаревский летописец и Холмогорскя летопись. Кстати, перевоз князя Игоря через реку в свадебных песнях означает:

"...переход в новый род, в новую семью...".

Кроме того, в ПВЛ не сообщается доподлинно, что Ольга имела не знатное происхождение. А вот "Степенная книга" говорит о том, что она происходила не из Пскова, а из веси Выбутской, то есть из сельской местности, и была сельчанкой. Согласно "Великим Четьим-Минеям" митрополита Макария, написанным в 16 веке во время свадьбы Ольги и Игоря, якобы Пскова ещё не было. Хотя археология подтверждает наличие в Пскове городища ещё в 8 веке. "Степенная книга" вообще утверждает, что основателем Пскова и была княгиня Ольга. Потому как в окрестностях Пскова ходило много легенд о романе некого князя с местной девушкой. Возможно, это о них. Фантазия автора "Степенной книги" сделала из Ольги сельчанку, а вот составитель Ермолинской летописи сделал её наоборот, княгиней из Пскова.

С лёгкой руки Мазуринского летописца Ольга становится "правнукой" Гостомысла. И вот уже в 20 веке рассказывали о сильной богатырке Ольге, способной даже переносить огромные валуны.

Фото нейросети.
Фото нейросети.

Отголоски сведений об Ольге в топонимах и гидронимах известны не только на Псковщине, но и в других местах. Так ПВЛ сообщает о селе Ольжичи и вообще указывает на "ловища", "знаменья", "места" и "повосты", разбросанные по Мсте и Десне. Ольга, согласно легенде, была основательницей Витебска. А на Ярославщине ещё в 17 веке на берегу Волги близ устья Мологи был известен Ольгин камень. А в Древлянской земле были ещё в 19 веке Ольгины колодцы, Ольгина долина, Игорев брод, Ольгина ванна (Ольгина купальня) и Ольгина гора...

По мнению некоторых исследователей, Псковщина не могла быть родиной Ольги. После разгрома земли древлян Ольга возложила на побеждённых "дань тяжку": 2 части дани идет Киеву, а третья - Вышегороду к Ольге, так как он считался её городом.

В 10 веке территория Вышгорода была сопоставима с "матерью городов русских", то есть с Киевом. Константин Багрянородный в своём трактате "Об управлении Империей" называет Вышгород Вусеградом. Этот город, по его мнению, был одним из центров русов, откуда приходили корабли в Царьград.

 Вышгород. В 10 веке резиденция княгини Ольги.. Фото с сайта Успенская церковь..
Вышгород. В 10 веке резиденция княгини Ольги.. Фото с сайта Успенская церковь..

То есть Ольга владела Вышгородом в качестве личного домена. А почему бы и нет? Рогнеда же имела в управлении Изяславль, а Ингигерда - Ладогу. Историк Б. Д. Греков считал, что Ольга после смерти Игоря, как знатная вдова князя, вполне могла владеть Вышгородом. Однако, судя по всему, Ольга владела Вышгородом ещё до того, как стать вдовой Игоря. Так как именно став вдовой, она и перебралась в Киев, а не ранее. И тут начинается самое интересное.

Русский литературный критик Н. И. Коробка (1872 – 1920г.), закончивший Киевский и Петербургский университеты, филологический факультет по славянской словесности, имел своё мнение по этому вопросу. Помимо того, что он сам был уроженцем Волынской губернии, так он ещё инспектировал народные училища этой же губернии. Так вот, в местечке Искоростень в 19 веке было стойкое народное убеждение, что это именно Ольга убила своего мужа Игоря.

Князь Игорь. Фото с сайта Успенская церковь.
Князь Игорь. Фото с сайта Успенская церковь.

Так, Н. И. Коробке рассказывали местные жители того времени, что Игорь купался в реке в тот момент, когда мимо вместе с войском проходила Ольга. Ей это зрелище показалось неприятным, и она велела воинам лишить жизни мужчину, купающегося нагим в реке. После этого на месте убийства Игоря насыпали огромный курган. Другая легенда гласит о том, что Ольга убивает Игоря, так как не узнает его в чужой одежде, но позже опознает его по перстню на руке. Но поздно.

Так же Н. И. Коробка записал легенду со слов местных жителей северной части Овручского уезда в начале 20 века. Согласно ней, между венценосными супругами возник спор. В результате разногласий Ольга в порыве высоких чувств убила Игоря. Согласно ещё одной легенде, Ольга целых семь лет держала в осаде некий город, в котором скрывался её муж Игорь. Князю надоело сидеть так долго в осаде. При помощи подземного хода он решил перебраться в Киев, но как только показал свой нос из подземного выхода из подкопа, был убит по приказу Ольги. Вообще, предания о вражде Ольги и Игоря очень сильно были распространены в Овручском уезде.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что Ольга убила Игоря. А вот потом, гораздо позже, всё свалили на древлян. А ведь предания о гибели Игоря и мести Ольги носят древний характер. Такие исследователи, как В.Н. Татищев и Н. Вербицкий, не знали в полной мере о преданиях, рассказывающих об убийстве Ольгой Игоря. Иначе бы они, несомненно, оставили бы свои мысли в заметках.

Впрочем, есть предположение, что крестьяне просто подыграли Н. И. Коробке в части легенды об Ольге, Игоре и князе Мале. Может быть, хотели заработать на древней легенде, может ещё что. Но это доподлинно неизвестно. А могли и перепутать князя Игоря с князем Малом, который, как и ромейский император, тоже сватался к Ольге после смерти Игоря. Но она была неприступна, как скала.

Имеется мнение, что Игорь не дарил в лен Ольге город Вышгород. А он изначально был у неё и её семьи. И вообще, союз Игоря с Ольгой был союзом двух княжеских семей в Русской земле.

Следует также отметить, что в позднем летописании 17 века сохранилось предание о том, что Ольга не совершала путешествия в Царьград, а организовала туда военный поход. И там она использовала горящих птиц, полученных в качестве дани от ромеев. О том, что такие предания были ещё в древности, имеется сообщение в "Книге паломник" новгородца Добрыни Ядрейковича, который в 13 веке посетил Константинополь и обнаружил в Софийском соборе Царьграда следующую запись:

"...блюдо велико злато, служебное, Олгы Рускои, когда взяла дань, ходивши ко Царюграду...".

-5

Получается, Ольга правила в Киеве как полноценная Правительница не в силу того, что была вдовой князя Игоря, а в силу того, что сама происходила из княжеской династии, имевшей право на престол Руси.

В Булгарской летописи, признанной, как и Велесова книга, официальной историографией, подделкой, тем не менее сообщается, что, согласно неким булгарским источникам, войско Игоря было разбито, а он был взят в плен. Как оказалось, у князя древлян Мала была жена. Так вот, согласно этому источнику, жена князя Мала была либо отобрана назад у Игоря, либо изгнанная "по проискам Ольги", и в итоге свела с русским князем старые счеты. Месть женщины страшна! Она попросила (повелела) расправиться с Игорем при помощи деревьев таким видом казни, как размычка. Разорвали князя на части.

И можно было бы ещё долго восхищаться версиями древних летописцев, если бы не одна интересная находка. А она действительно интересна, но не особо нравится историческому сообществу. Речь идёт о мало известной Новой Владимирской летописи, оканчивающейся 1523 годом. Эту летопись обнаружил русский церковный историк архимандрит Леонид (Кавелин) среди документальных рукописей археолога 19 века графа А.С. Уварова. А в ней написано вот что:

-6

Получается, что Ольга была болгаркой и родилась в городе Плиск, что на старославянском: ПЛЬСКОВЪ, ПЛИСКОВ. В своем труде М. Н. Тихомиров писал, что:

-7

А ведь и действительно, болгарское происхождение Ольги во многом объясняет и всю её политику.

Единственное сохранившееся изображение Ольги на фреске, 9 - 10 в. в Софийском соборе. Фото из общих источников.
Единственное сохранившееся изображение Ольги на фреске, 9 - 10 в. в Софийском соборе. Фото из общих источников.

Более того, некоторые болгарские историки, а также археолог и историк А. Л. Никитин предполагают, что её происхождение было из семейства болгарского царя Бориса Первого.

Царь Болгарский Борис. Фото из общих источников.
Царь Болгарский Борис. Фото из общих источников.

Именно этим и объясняется приём, который оказал Ольге византийский император Константин VII Багрянородный. Французский историк византиист Ж.-П. Ариньон писал:

-10
Константин Багрянородный. Из собрания графа А. С. Уварова, Византия середина 10 века резьба на слоновой кости. Фото из общих источников.
Константин Багрянородный. Из собрания графа А. С. Уварова, Византия середина 10 века резьба на слоновой кости. Фото из общих источников.

Как поясняет Ариньон, Ольга была принята императором как опоясанная патрикия, "патрикия зоста". В. С. Шандровская, историк, специалист в византийской сфрагистики, дает пояснение, что:

-12

И как поясняет А. Л. Никитин:

-13

Из этого становится понятным, что у княгини Ольги было знатное происхождение, о котором знал император Константин. Но, помимо этого, есть и ещё довольно интересный факт. В списке свиты был упомянут поп Григорий. Вот этот текст:

-14

Тогда получается, как напишет О. П. Лихачёва, что этот самый Григорий и был переводчиком Хроники Амартола и Хроники Иоанна Малалы.

И суммируя все источники информации, не отвергая ни одну из версий, получается, что столкнулись интересы двух партий. Одной была древнейшая культура, а другой - новоиспечённая христианская. И чтобы ответить на вопрос: Убивала ли Ольга своего мужа? Нужно рассмотреть самого мужа, то есть Игоря. Если это был русский правитель, князь, то как он мог уподобиться гопоте - повторно собирать со своих данников налог? Если княгиня Ольга мстила за убийство своего мужа такой беспредельной жестокостью, то в чём же её святость? И только последующие события свидетельствуют об одном, что выгодоприобретателем была церковь.