Предыдущий пост вызвал неожиданный для меня интерес читателей. Возможно будет интересно и продолжение.
Когда поступал, мы жили в экипаже (так называются жилые корпуса морского училища). Забор и КПП вызывали подозрение, но летом атмосфера расслабленная, курсанты на практике, офицеры в отпусках.
К 1 сентября прибыл в училище. Гражданскую одежду сдать, форму получить. А первым делом постричься налысо, чтоб видать тебя было далеко. 2 роты судоводителей, 2 роты механиков и рота электромехаников - первый курс вчерашних школьников. Командиры рот - военно-морские офицеры, старшины рот и групп те, кто поступал после армии. Месяц - оргпериод. Выхода в город нет, только в учебные корпуса, распорядок, строевые занятия, наряды. Старшинам задание внедрить армейский порядок. Я в армию то не планировал, мои ровесники ещё гуляют, а тут "право", "лево", "кругом", "носочек тяни". Подъём, утренняя поверка, строем в столовую, строем на занятия, обратно, везде строем, вечерняя поверка и падаешь спать. В столовой только есть начали, как уже команда: "Приём пищи закончить!" Как чайка глотаешь на ходу, жевать некогда. Личного времени нет совсем. Первый старшина роты зверствовал совсем. Подъём, отбой с секундомером. Как говорят, флот ума может и не прибавит, но дурь выбьет точно. Понятно, что надо перетерпеть, но не армия и даже не военное училище. Гражданский мы народ. Когда появились заявления на отчисление, старшину приструнили, а потом и сменили. В строевых занятиях появилась осознанность. Форму носить нужно научиться и выправка в жизни не помешает. Прошли месяц-полтора и наконец посвящение в курсанты.
В первый раз прошлись по Одессе строем от училища до морвокзала. С оркестром, красиво. Одесситки, присматривайте себе женихов. А нет, ещё рано, большинству ещё нет восемнадцати. На морвокзале поднялись на борт УПС(учебно-производственное судно), вышли за Одесский маяк, на рейде приняли в курсанты и вернули на берег. Но теперь на вопрос: "Эй моряк, ты в море то был?" - можно было не кривя душой отвечать: "Да, был". Как далеко и долго, уточнять не обязательно.
На второй месяц учёбы подтянулись иностранцы. До этого они в Москве год изучали русский язык. У нас в роте были перуанец, колумбиец, кубинец, сириец, 2 из Алжира, йеменец и болгарин. Расселили их по кубрикам вместе с нами. Поначалу то интересно, новые люди, другая культура. Но у нас распорядок, служба, а им оно не надо и не заставишь. У всех койки застелены под линейку. "А это чья?" "Да кубинец бросил одеяло, как попало". Ну и что? Для них внеочередных, да и вообще, нарядов нет. Чистить гальюн не отправишь. К концу первого курса иностранцам выделили отдельное помещение в экипаже. Они приехали учиться, а не служить. Встречались уже только на лекциях.
В конце ноября 1975 года в Одессе случилась катастрофа. Сначала шёл снег, дождь со снегом, потом ударил мороз. Деревья и провода линий электропередачи оказались в ледяном плену. Общий вес проводов вырос в три-четыре раза, и когда задул сильный ветер, мачты ЛЭП обрушились. Под весом льда по всему городу упали тысячи деревьев.
Одесса оказалась без света, отопления и воды, не работали хлебозаводы и общественный транспорт. Нас отправили расчищать улицы. Сейчас у МЧС много всякой техники. А тогда, я не говорю о бензопилах, не было обычных пил и элементарных топоров. Вручную растаскивали ветки с проезжей части, чтобы машины могли проехать. Хлебозавод запитали от пароходов в порту. Первые дни нам выдали сухпаёк, потом на территорию экипажа подогнали несколько полевых кухонь. Спали в шинелях, а всё равно холод пробирает. Шаг за шагом жизнь наладилась. Пожалуй через неделю уже, как ничего и не было. Город зажил обычной жизнью. Осталось только яркое воспоминание, что такое большой город без электричества зимой. А ведь тогда Одесса была ещё малоэтажной. И ещё осталась гордость, что перетерпели. И не просто пережили, а поучаствовали в спасении города от напасти.
Первый курс в основном общие дисциплины: математика, физика, химия, начертательная геометрия и история партии. Из морского только основы: нос - это перед, корма - это зад. Ещё была география морского судоходства. Там учили, где ж это "самое гиблое место на Земле - Баб-эль-Мандебский пролив."
Продолжение будет. Подписывайтесь на канал. Поощрите автора лайком, он будет благодарен. Комментарии приветствуются.