Найти в Дзене
ЭЛЬ-ТЕРРА-НАТИВ

Из протоколов семинаров. Даосизм и Конфуцианство

Даосизм – это религиозно-философское учение, возникшее в Древнем Китае. Его основателем считается мудрец Лао-цзы, учение которого сохранилось в тексте «Дао дэ цзин» («Канон пути и благодати»). Еще одним мудрецом, достойным славы Лао-цзы является Чжуан-цзы, оставивший после себя трактат «Чжуан-цзы». Еще известен легендарный Желтый император (Хуан-ди), открывший тайны даосского учения. Ученые возводят даосизм к шаманским верованиям Древнего Китая, имеющим распространение в народной среде. В центре учения находится понятие Дао (Путь). Дао – это некий безначальный закон вселенной, лежащий в основе всех вещей и творящий все вещи. Дао – это сам Путь и цель Пути. Дао пребывает в двух формах – проявленной и непроявленной. Истинное скрытое, непроявленное Дао непостижимо для человеческого разума. Дао проявляет себя через дэ (добродетель). Дао можно постичь лишь неким внутренним чувством, которое приводит к слиянию с Дао. Цель даоса – встать на путь естественности (Дао), то есть совпасть с истинн

Даосизм – это религиозно-философское учение, возникшее в Древнем Китае. Его основателем считается мудрец Лао-цзы, учение которого сохранилось в тексте «Дао дэ цзин» («Канон пути и благодати»). Еще одним мудрецом, достойным славы Лао-цзы является Чжуан-цзы, оставивший после себя трактат «Чжуан-цзы». Еще известен легендарный Желтый император (Хуан-ди), открывший тайны даосского учения.

Ученые возводят даосизм к шаманским верованиям Древнего Китая, имеющим распространение в народной среде.

В центре учения находится понятие Дао (Путь). Дао – это некий безначальный закон вселенной, лежащий в основе всех вещей и творящий все вещи. Дао – это сам Путь и цель Пути. Дао пребывает в двух формах – проявленной и непроявленной. Истинное скрытое, непроявленное Дао непостижимо для человеческого разума. Дао проявляет себя через дэ (добродетель). Дао можно постичь лишь неким внутренним чувством, которое приводит к слиянию с Дао. Цель даоса – встать на путь естественности (Дао), то есть совпасть с истинным законом Вселенной. В мире все следует Дао, кроме человека, который однажды отпал от пути и теперь должен восстановить гармонию, вернувшись обратно. Обрести путь можно через принцип «у-вэй», то есть «не-деяние», под которым понимается деятельность без цели. Человек должен следовать своему естеству, совершенно не насилуя свою природу, и тогда он обретет гармонию с миром. Нельзя понимать под естеством природные животные инстинкты.

Согласно Чжуан-цзы, жизнь и смерть есть одно. Человек состоит из духа-пневмы ци и тела-ци, то есть всё есть лишь превращения ци, поэтому смерти как таковой нет, как, впрочем, и жизни. Но постепенно в даосизме развиваются идеи о бессмертии как цели всего даосского учения. Для этой цели разрабатывается макробиотика или «наука вскармливания жизни». С помощью овладения силами ци даос получает возможность контролировать процессы, происходящие во вселенной, и, следовательно, в своем организме. Также для этого используется психофизиотехника (медитация, мыслительные техники, «техники экстаза», гимнастика, дыхательные упражнения, сексуальная практика), разрабатываются различные виды алхимии.

Конфуцианство изначально сформировалось как этическое и философское учение Древнего Китая. Именно таким оно разрабатывалось его создателем Конфуцием (Кон-Фу-Цзи). Конфуций жил в VI–V вв. до н. э. в Древнем Китае. Его учение в дальнейшем получило распространение в Японии, Кореи и других странах Юго-Восточной Азии.

Конфуций считал себя человеком, восстанавливающим древние и мудрые традиции, которые помогут сохранить и приумножить могущество Поднебесной (Китай). Он жил в эпоху перемен, когда в Поднебесной постоянно шла борьба между отдельными царствами. Поэтому Конфуций создал учение, главной целью которого является гармонизация общества и космоса, человека и общества, человека и космоса. Для того, чтобы проводить подобные идеи в жизнь, Конфуций разработал идеал «совершенного человека/мужа» (цзюнь-цзы). Цзюнь-цзы, или благородный муж, является примером совершенно нравственного человека, который поставил честь, долг и достоинство выше личной выгоды. Именно цзюнь-цзы будут способствовать совершенствованию Поднебесной и ее жителей.

Самыми важными моментами в достижении целей учений являлись пять «постоянств»: ли (ритуал), жэнь (гуманность), и (долг-справедливость), знание и доверие.

В начале нашей эры к конфуцианству примешиваются идеи легистов о законе, некогда совершенно несовместимых с конфуцианством. Институт закона присоединяется к ритуалу как к средству управления обществом. Ритуал отныне распространяется на верхушку обществу, а закон и наказание на простой народ.

В дальнейшем Дун Чжуншу превратил конфуцианство в государственную идеологию. После распространения буддизма в Китае (IV–V вв.) происходят изменения, и в конфуцианство вливаются новые элементы буддизма и также местного религиозно-философского учения – даосизма. В XII веке происходит канонизация конфуцианских текстов. Разрабатываются религиозные элементы конфуцианства, отчего обновленное учение получило название неоконфуцианства. Конфуций обожествлен, а государство становится верховным религиозным институтом, и завершенный вид приобретает система официальных культов. В каждом городе еще с VI века возводятся храмы Конфуция, а император является верховным жрецом.

Существование конфуцианства как официальной идеологии было прекращено в XX веке в годы культурной революции.