Найти в Дзене
Ars et Sapientia

Культовый статус без содержания: что не так с фильмом «Маленькая Вера».

Факт, что я почти никогда не досматриваю фильмы, которые мне откровенно не нравятся. Если только это не признанный шедевр мирового кинематографа, который можно рассматривать не только на уровне содержания, но и технических характеристик. Обычно выключаю такого рода фильмы — и иду дальше или просто включаю что-то, что мне очень нравится. Однако, бывает, что я досматриваю фильмы, повинуясь какому-то странному принципу и надеясь, что станет лучше. И как-то раз мной был досмотрен до конца фильм, который был причиной моего усиливающего раздражения с каждой минутой, точнее сказать недоумения. Возможно, именно поэтому он и стал для меня одним из самых «плохих» фильмов в моём списке... Но я не настаиваю на своей правоте и прекрасно понимаю, что для кого-то он может быть важным, значимым и даже любимым фильмом эпохи. Однако мой опыт просмотра оказался диаметрально противоположным — и именно о нём пойдёт речь. Я высказываю сугубо личное мнение, кто-то естественно намного больше поймёт и увиди

Факт, что я почти никогда не досматриваю фильмы, которые мне откровенно не нравятся. Если только это не признанный шедевр мирового кинематографа, который можно рассматривать не только на уровне содержания, но и технических характеристик. Обычно выключаю такого рода фильмы — и иду дальше или просто включаю что-то, что мне очень нравится.

Однако, бывает, что я досматриваю фильмы, повинуясь какому-то странному принципу и надеясь, что станет лучше. И как-то раз мной был досмотрен до конца фильм, который был причиной моего усиливающего раздражения с каждой минутой, точнее сказать недоумения.

Возможно, именно поэтому он и стал для меня одним из самых «плохих» фильмов в моём списке... Но я не настаиваю на своей правоте и прекрасно понимаю, что для кого-то он может быть важным, значимым и даже любимым фильмом эпохи. Однако мой опыт просмотра оказался диаметрально противоположным — и именно о нём пойдёт речь. Я высказываю сугубо личное мнение, кто-то естественно намного больше поймёт и увидит, чем я.

Речь идёт о фильме Василия Пичула «Маленькая Вера». Эта картина 1988 года давно закрепила за собой статус культовой и часто, многими кинокритиками и не только, преподносится как честное и смелое высказывание о реальной жизни позднесоветского общества.

Однако у меня, при попытке взглянуть на неё не через призму эпохи и всех этих громких ярлыков, а как на самостоятельное художественное произведение, возникло слишком много вопросов — настолько много, что сама идея её «культовой ценности» начала вызывать сомнение.

Для меня один из ключевых критериев хорошего кино — это ощущение кинореальности, мира, в который веришь. В «Маленькой Вере» же, несмотря на все попытки показать быт обычной советской семьи, происходящее кажется странно искусственным, почти фантастическим. Иногда — откровенно бредовым. Возможно, так действительно жила часть общества, но в рамках фильма это выглядит не как наблюдение, а как нарочитое сгущение красок. В результате картина превращается в очередного набор недостатков, которые один за другим разрушают любое желание сопереживать происходящему.

Одним из главных изъянов фильма для меня стало полное отсутствие глубины персонажей. Все герои, включая саму Веру, выглядят плоскими, шаблонными и предсказуемыми. Их внутренние конфликты не развиваются, эмоции кажутся наигранными, а поведение — механическим. Они не меняются и не раскрываются, а просто выполняют функцию носителей заранее заданной драмы. Наблюдать за ними скучно и утомительно, и именно это, на мой взгляд, является одним из главных признаков слабого кино.

Не лучше обстоит дело и с темами, которые фильм пытается затронуть. Семейные конфликты, алкоголизм, поиск любви, ощущение безысходности — всё это заявлено, но ни одна из тем не получает должного развития. Они скользят по поверхности, не образуя ни цельного высказывания, ни внятного анализа эпохи. Вместо глубины — эффект нефтяной плёнки: вроде бы видно, но проникнуть внутрь невозможно.

Отсутствие психологической проработки персонажей также усугубляет ситуацию. Фильм не интересуется причинами происходящего, не выстраивает причинно-следственные связи и не задаётся вопросами «почему» и «зачем». Многие важные сюжетные моменты просто повисают в воздухе, оставляя ощущение незавершённости и какого-то мрачного, бессмысленного подглядывания за чужой жизнью.

Визуально и музыкально картина также не смогла установить со мной эмоционального контакта. Да, можно сослаться на эпоху и бюджет, но это не отменяет ощущения общей невыразительности. Атмосфера 1980-х здесь не проживается, а демонстрируется — без нюансов, без настроения, без той самой тонкой связи между экраном и зрителем, без которой любая кинодрама теряет силу.

При этом фильм претендует на глубокую социальную критику, но и здесь он, на мой взгляд, терпит неудачу. Вместо осмысленного разговора об общественных проблемах мы получаем хаотичное нагромождение жалоб. Картина фиксирует боль и разруху, но не пытается их осмыслить, из-за чего социальный посыл выглядит не продуманным, а беспомощным.

В итоге для меня «Маленькая Вера» — это пример фильма, чья репутация значительно превышает его художественное содержание. За громким статусом культовой картины я вижу плоских персонажей, поверхностные темы и отсутствие настоящего авторского анализа эпохи. Попытка показать «жестокую правду жизни» оборачивается не сильным высказыванием, а слабо прописанным и эмоционально пустым зрелищем. И именно это заставляет меня сомневаться в том, действительно ли «Маленькая Вера» заслуживает того места, которое ей отводят в истории советского и постсоветского кино.

А что думаете вы?