Найти в Дзене
Учёные Росатома

«Почти неделю жил в институте, проводя эксперименты»: история диссертанта

О работе над диссертацией, в основе которой лежала работа по госконтракту, рассказывает начальник лаборатории технологии и процессов отверждения радиоактивных отходов в АО «Радиевый институт имени В. Г. Хлопина», кандидат технических наук Илья Скриган. Жизнь топлива не заканчивается в активной зоне ядерного реактора атомной электростанции. Отработавшие тепловыделяющие сборки после выдержки отправляются на переработку. Там специалисты «добывают» из них уран и плутоний для нового топлива, а также полезные радионуклиды для задач в других областях промышленности. Остаются элементы – радиоактивные отходы, которые нужно безопасно «упаковать» и изолировать от окружающей среды. В энергосистемах четвертого поколения идеалогия обращения с этими отходами опирается на принцип радиационной эквивалентности, который можно упрощенно сформулировать так: «сколько радиации изъяли из природы, столько и вернули». Разработкой способов превращения радиоактивных отходов в безопасную форму занимаются такие сп
Оглавление

О работе над диссертацией, в основе которой лежала работа по госконтракту, рассказывает начальник лаборатории технологии и процессов отверждения радиоактивных отходов в АО «Радиевый институт имени В. Г. Хлопина», кандидат технических наук Илья Скриган.

Жизнь топлива не заканчивается в активной зоне ядерного реактора атомной электростанции. Отработавшие тепловыделяющие сборки после выдержки отправляются на переработку. Там специалисты «добывают» из них уран и плутоний для нового топлива, а также полезные радионуклиды для задач в других областях промышленности. Остаются элементы – радиоактивные отходы, которые нужно безопасно «упаковать» и изолировать от окружающей среды.

В энергосистемах четвертого поколения идеалогия обращения с этими отходами опирается на принцип радиационной эквивалентности, который можно упрощенно сформулировать так: «сколько радиации изъяли из природы, столько и вернули». Разработкой способов превращения радиоактивных отходов в безопасную форму занимаются такие специалисты, как Илья Скриган.

Многодневные испытания

Работа над диссертацией стала продолжением его дипломных работ бакалавра и магистра и была связана с трудовой деятельностью в Радиевом институте, куда он поступил на должность инженера 2 категории в начале аспирантуры в 2018 году.

Тема исследования Ильи выросла из работы над государственным контрактом. Вместе с коллегами он создавал опытно-промышленную печь индукционной плавки в холодном тигле для остекловывания высокоактивных отходов от переработки облученного ядерного топлива.

«На мой взгляд, это большое везение, что тема диссертационного исследования вырастает из реальной практики. В таком случае человек очень замотивирован на качественное выполнение работы. Собственной мотивацией для меня стали трудности, которые необходимо было преодолеть, чтобы пройти этот путь успешно, а их было немало», — поделился Илья Скриган.

Как рассказал специалист, однажды ему пришлось почти неделю жить в институте, потому что необходимо было провести 100-часовые испытания на экспериментальном стенде. Установку нельзя было поставить на паузу или оставить без присмотра.

«На кону стояла судьба диссертации и госконтракта. Отдыхать было некогда», — с улыбкой вспоминает Илья.

У совмещения работы по госконтракту и диссертационного исследования есть и свои сложности. Работа требовала определенного оформления. Как рассказал специалист, из-за этого пришлось в сжатые сроки переделывать расчетную часть одной из глав диссертации, и это принесло неожиданный результат. В процессе работы появилась идея, которая вскоре переросла в патент на изобретение.

-2

Жаркие споры с коллегами

Особенно подробно Илья Скриган рассказал о последних этапах работы над диссертацией и защите. Далее с его слов:

Бытует мнение, что написание самой диссертации — это еще полдела. Не менее сложной задачей является дойти до защиты сквозь тернии всех бюрократических процедур. Лично для меня в этом не было большой сложности, так как за время работы в «Росатоме» у меня накопился хороший опыт работы с документами.
Гораздо сложнее было сформулировать название диссертации и положения, выносимые на защиту. Доходило даже до того, что во время обсуждения этих вопросов на заседании кафедры в университете происходили жаркие споры. Иной раз даже без моего участия, то есть между коллегами.
В целом работа над диссертацией была проделана серьезная. Мне было важно услышать конструктивную критику, и я ее услышал. Для этого специально направлял диссертацию для получения отзыва в организации, которые являются нашими научными конкурентами.
Сама защита прошла успешно. Конечно, была пара моментов, где пришлось отстаивать свою позицию, приводя аргументы, но в этом ведь и заключается защита диссертации. На все вопросы диссертационного совета были даны исчерпывающие ответы, по-другому быть на защите и не должно, ведь это твоя тема, и будучи обладателем ученой степени кандидата технических наук ты обязан лучше всех в ней разбираться».

Что дальше?

«Получение ученой степени сверхчеловека из вас, конечно, не сделает, но это хороший маркер высокой квалификации для специалиста, планирующего строить карьеру ученого. Очень важный этап, который надо пройти с достоинством. Желаю и вам пройти этот путь и стать кандидатом наук», — дал напутствие Илья Скриган.

Центр поддержки диссертантов Росатома помогает молодым ученым защитить диссертацию на соискание ученой степени. Обучающие вебинары и памятки помогают спланировать все этапы подготовки и оформления работы. Также центр помогает найти авторитетных ученых, которые могут стать научными руководителями или оппонентами для защиты, и диссертационные советы, принимающие к защите диссертации по специальностям.

Подписывайтесь на наш канал и следите за новостями российской науки!

Присоединяйтесь к команде научного блока «Росатома», актуальные вакансии – на карьерном портале.

Наука
7 млн интересуются