Найти в Дзене
Ход Событий

Как «Иронию судьбы» не хотели снимать и почему главную роль отдали польке

Фильм, без которого немыслим Новый год, мог вовсе не появиться на экранах. Мало кто знает, что «Иронию судьбы, или С легким паром!» едва запустили в производство. Режиссеру Эльдару Рязанову пришлось проявить упрямство и хитрость, чтобы снять ту самую двухсерийную «рождественскую сказку для взрослых». В честь 50-летия фильма вышла книга с его воспоминаниями, раскрывающими все секреты создания шедевра. «Это никому не нужно»: как фильм спасли телевидение и двухсерийный формат Идея Рязанова сразу натолкнулась на стену непонимания. Госкино и «Мосфильм» не видели перспектив в комедии «о любовных похождениях загулявшего доктора» и отказывались запускать картину даже в качестве короткометражки. Ключевой творческой находкой режиссера стал отказ от «скороговорки». Он понял, что история требует подробного, обстоятельного повествования. Сокращение диалогов и мест действия убило бы тонкую лирическую линию. Рязанов настаивал на двухсерийном формате, что для комедии тех лет было неслыханно. Ему удал
Фильм, без которого немыслим Новый год, мог вовсе не появиться на экранах. Мало кто знает, что «Иронию судьбы, или С легким паром!» едва запустили в производство. Режиссеру Эльдару Рязанову пришлось проявить упрямство и хитрость, чтобы снять ту самую двухсерийную «рождественскую сказку для взрослых». В честь 50-летия фильма вышла книга с его воспоминаниями, раскрывающими все секреты создания шедевра.

«Это никому не нужно»: как фильм спасли телевидение и двухсерийный формат

Идея Рязанова сразу натолкнулась на стену непонимания. Госкино и «Мосфильм» не видели перспектив в комедии «о любовных похождениях загулявшего доктора» и отказывались запускать картину даже в качестве короткометражки.

Ключевой творческой находкой режиссера стал отказ от «скороговорки». Он понял, что история требует подробного, обстоятельного повествования. Сокращение диалогов и мест действия убило бы тонкую лирическую линию. Рязанов настаивал на двухсерийном формате, что для комедии тех лет было неслыханно. Ему удалось переломить ситуацию, предложив проект телевидению, которое как раз благоволило к многосерийным фильмам. Так «Ирония судьбы» обрела свой знаменитый, неторопливый хронометраж.

Поиск героя: как скепсис сменился уверенностью

На роль Жени Лукашина Рязанов пригласил Андрея Мягкова из театра «Современник», известного в основном драматическими работами. Режиссер сомневался в его комедийных способностях. Однако уже на первых репетициях стало ясно, что Мягков — идеальный кандидат. Его мягкий, «мягковский» юмор и глубокая душевность полностью соответствовали замыслу: создать образ не карикатурного гуляки, а растерянного, искреннего человека, в которого можно поверить.

«Героини нет»: почему Надей стала польская актриса

С главной героиней ситуация оказалась критической. На пробы были приглашены лучшие советские актрисы, но ни одна не становилась той самой Надей Шевелевой.

Требования были чрезвычайно высоки: актриса должна была совмещать обаяние, драматизм, тонкий юмор, интеллигентность и «отсвет прожитой жизни». Одна кандидатка невольно добавляла роли вульгарности, у другой магия неправильных черт лица не передавалась на пленку, третья блистала в драме, но была лишена комедийного дара. Сроки поджимали, а идеальной героини не было.

Спасением стало случайное воспоминание. Рязанов вспомнил польскую актрису Барбару Брыльску из фильма «Анатомия любви». Ее пригласили на такие же условия, как и советских коллег. На пробах Брыльска поразила всех: за ее очарованием угадывалась сложная судьба, она демонстрировала удивительную для иностранки «ленинградскую интеллигентность» и безупречный вкус в лирических сценах. Так главную роль доверили польской звезде.

«Роль трех актрис»: как создавали голос Надежды

Работа Барбары Брыльски была лишь частью пазла. Все ее реплиги были мастерски озвучены Валентиной Талызиной, чье имя не указано в титрах. А неповторимые песни Нади, без которых фильм немыслим, исполнила Алла Пугачева. Таким образом, образ Надежды Шевелевой — это уникальный сплав талантов трех выдающихся женщин.

Эпилог: от редких показов к вечной традиции

Интересный факт: вопреки сегодняшней традиции, до 1991 года фильм показывали всего девять раз. Его путь к статусу главного новогоднего фильма страны был долгим. История его создания — это урок упорства, верности творческой интуиции и того, что настоящее искусство рождается там, где форматы ломаются, а для идеальной роли не существует границ.

Спасибо, что читаете «Ход Событий»! Порой вещи, которые кажутся нам вечными и неизменными, рождались в муках и вопреки всему. История «Иронии судьбы» — прекрасное напоминание об этом. С наступающим Новым годом!