Найти в Дзене
О Москве нескучно

История одного из самых скандальных павильонов на ВДНХ

Оглавление

Правда ли, что изначально этот павильон делали не для ВДНХ? Какие интересные детали оформления у него были? Неужели идею здания во время проектирования украли у знаменитого советского архитектора? А также - когда павильон установили на выставке? Почему он получился не совсем таким, как изначальный вариант? Что там находилось внутри во время существования СССР и после его распада? И неужели сейчас от некогда красивого павильона осталась лишь часть каркаса? Об этом и не только расскажу сегодня.

Полёт и стремление вперёд

Раньше это здание на ВДНХ привлекало внимание своими размерами, преимущественно стеклянной отделкой и сильно изогнутой крышей. Речь о павильоне №70, который находился за монументом "Рабочий и колхозница". Он именовался "Москва", но также встречалось и другое обозначение - "Монреальский". Скорее, неформальное. Почему так, разберёмся позже. Кроме того, ближе к концу статьи, я поясню, почему пишу о павильоне в прошедшем времени.

Павильон "Москва" в 2022 году. Автор фото: И. Фурсов. И карт Яндекса.
Павильон "Москва" в 2022 году. Автор фото: И. Фурсов. И карт Яндекса.

Изначально будущий павильон №70 не предназначался для ВДНХ. Его сооружали к выставке "Экспо-1967". Она проходила в канадском городе Монреаль. Работу над проектом поручили группе архитекторов. Входили в неё в том числе и такие знаменитые советские специалисты, как Борис Тхор, Михаил Посохин и Ашот Мндоянц. Последние двое вообще довольно часто трудились вместе. Например, они создавали знаменитую сталинскую высотку на Баррикадной. К сожалению, до демонстрации своего творения Мндоянц не дожил. Архитектор скончался за полгода до начала выставки в Монреале.

Главной целью, как потом вспоминал Михаил Посохин, было желание воплотить в павильоне динамику, стремление вперёд и полёт. Основу здания составляли четыре стальные опоры. По своему внешнему виду они напоминали букву "V". Главный стеклянный фасад смонтировали под небольшим наклоном. Завершили композицию здания мощной изогнутой крышей в виде трамплина, которая потом превращалась в своеобразный козырёк. Перед павильоном установили скульптуру "Серп и молот". Её создавал Николай Брацун.

"Киоск кондитерских изделий"

Конечно, снаружи советский павильон уже производил впечатление. Но его главная изюминка скрывалась внутри. Не зря здесь так много стекла. Больше всего посетители монреальской выставки должны были удивляться вечером, когда на территории включали подсветку. Когда зажигались огни внутри павильона СССР, он становился полностью проницаемым снаружи. То есть были видны все детали интерьера и экспозиции. Тогда же во всей красе проявлялось и ещё одно украшение: силуэт реактивного самолёта на потолке. Его нанесли специально, чтобы акцентировать внимание на главном экспонате СССР на выставке 1967 года. А именно - сверхзвуковом пассажирском самолёте Ту-144.

В общей сложности выставка в Монреале продолжалась около полугода. За это время советский павильон посетило более 12 млн человек. Таким образом, он стал самым популярным. Тут и правда было на что посмотреть. Всё пространство разделили на три этажа.Каждый посвятили конкретной тематике: океану, земле и Космосу. Оформили всё ярко: с макетами, инсталляциями и панно. Всего было примерно 10 тысяч экспонатов. Одним словом, для СССР выставка 1967 года в Монреале завершилась триумфом.

Спустя несколько десятилетий выяснилось, что далеко не все радовались успеху делегации из СССР. В 2006 году появилось новое издание рукописей знаменитого советского зодчего Константина Мельникова "Архитектура моей жизни". Её первый вариант увидел свет ещё в 1985-м. Так вот в более поздней редакции архитектор открыто обвинил Посохина в воровстве своих идей. Оказалось, что Константин Степанович создал нечто похожее в качестве павильона для "Экспо-1965" в Нью-Йорке. Однако СССР на выставку так и не поехал. Идеи Мельникова остались только на эскизах, которые вы можете увидеть ниже. Как и описание самого проекта.

Конечно, здесь нет 100-процентного сходства. Но, пожалуй, концепцию Михаил Посохин всё-таки позаимствовал и немного её доработал. Вот, что по этому поводу говорил сам Константин Мельников (цитата из книги 2006 года издания):

"Посохин не раз пользовался моей казной, но особенно отличился изуродовать блестящую идею моего проекта павильона СССР для Нью-Йорка, построив в Монреале павильон СССР киоском кондитерских изделий".

Новая жизнь и окончательный закат

Однако известно об этой истории стало намного позже. Пока же - сразу после завершения "Экспо-1967" встал вопрос: что делать с павильоном дальше? Просто разобрать конструкции и забыть о них, казалось неправильным. Поэтому зданию решили дать вторую жизнь, но на другой выставке. В этот раз постоянной. Павильон планировали собрать заново на ВДНХ. А его экспозицию посвятить "победам СССР в освоении космического пространства". Правда воссозданный павильон всё-таки отличался от монреальского оригинала. Есть две точки зрения, почему так вышло. Первая гласит, что работать здание должно было круглый год, а не только летом и осенью, как изначальный вариант. Это потребовало изменений. Вторая, что во время перевозки деталей павильона потеряли проектную документацию. Поэтому и не смогли воссоздать конструкции полностью.

Изменений оказалось немало. Например, эскалаторы, с помощью которых гости в Монреале попадали внутрь павильона, заменили на широкую лестницу. Кроме того, тут была иная планировка. Архитекторы запроектировали здесь кинотеатр и ресторан. В итоге здание получилось на три этажа выше, чем оригинал. Да и само строительство оказалось долгим. Место выбрали ещё в июле 1968 года. Каркас возвели спустя 5 лет, а остекление закончили только в 1975-м.

После открытия в павильоне проводились разные выставки: от демонстрации промышленных достижений до юбилейной экспозиции советского кино. Начиная с 1990-х годов, помещения стали сдавать в коммерческую аренду. Хотя иногда там проводились какие-то выставочные мероприятия. Но в основном торговали всякой техникой. Кроме того, у павильона появилось новое название - "Москва". Со второй половины 2000-х помещения здесь в основном пустовали.

В 2006 году появилась идея строительства на месте павильона №70 нового выставочного комплекса. Старое здание предлагали перенести целиком на воздушной подушке ближе к павильону "Космонавтика и авиация". Аргумент был такой - конструкции слишком ветхие. Разобрать и собрать их снова не получится. В последующие годы появлялось много других вариантов, как обустроить эту территорию. И вот в 2022 году наконец-то проект утвердили. Тут хотят сделать огромный комплекс "ВДНХ-Экспо". Внутри "Москвы" решили разместить концертный зал. В начале 2025 года стартовали строительные работы. А через несколько месяцев павильон №70 практически разобрали. От него осталась лишь часть каркаса. Ну то есть формально в итоге планируют сделать что-то в духе оригинального здания. Но фактически это уже будет совсем другая постройка.

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!