Найти в Дзене

Устойчивое развитие и наука в России и странах БРИКС: наукометрический взгляд

В мировой повестке более десяти лет фигурируют 17 Целей устойчивого развития (ЦУР, Sustainable Development Goals), принятые на Генассамблее ООН в качестве ориентиров совместных действий глобального сообщества по обеспечению к 2030 г. большей устойчивости в экономической, экологической и социальной сферах. В новой работе Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ впервые предпринята попытка измерить на примере десяти государств БРИКС вклад науки в достижение всех ЦУР и оценить по каждой цели сбалансированность исследовательских усилий в каждой из рассматриваемых стран. Справочно: В работе сопоставлены две категории показателей: 1) индексы устойчивого развития (ИУР), приведенные по каждой из 17 ЦУР за 2000–2023 гг. в отчете Центра трансформаций для достижения ЦУР (ООН); 2) индексы научной специализации (ИНС) для каждой из стран БРИКС по определенной ЦУР, рассчитанные на основе данных Scopus за тот же период (как отношение удельного веса публикаций по рассма
Оглавление

В мировой повестке более десяти лет фигурируют 17 Целей устойчивого развития (ЦУР, Sustainable Development Goals), принятые на Генассамблее ООН в качестве ориентиров совместных действий глобального сообщества по обеспечению к 2030 г. большей устойчивости в экономической, экологической и социальной сферах. В новой работе Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ впервые предпринята попытка измерить на примере десяти государств БРИКС вклад науки в достижение всех ЦУР и оценить по каждой цели сбалансированность исследовательских усилий в каждой из рассматриваемых стран.

Справочно: В работе сопоставлены две категории показателей: 1) индексы устойчивого развития (ИУР), приведенные по каждой из 17 ЦУР за 2000–2023 гг. в отчете Центра трансформаций для достижения ЦУР (ООН); 2) индексы научной специализации (ИНС) для каждой из стран БРИКС по определенной ЦУР, рассчитанные на основе данных Scopus за тот же период (как отношение удельного веса публикаций по рассматриваемой ЦУР в общем числе публикаций авторов из данной страны к удельному весу конкретной цели в общемировом числе публикаций). Если ИНС оказывался больше значения ИУР или равен ему, то усилия исследовательского корпуса страны по этой цели устойчивого развития считались сбалансированными.

Главные выводы:

  • Среди стран БРИКС абсолютное лидерство по числу научных публикаций, относящихся к тематике устойчивого развития, принадлежит Китаю, за ним следуют Индия и Бразилия. Россия — на четвертом месте.
  • Все десять государств БРИКС демонстрируют схожие показатели индекса устойчивого развития, с небольшими отклонениями. Наиболее сложными для достижения являются цели 14, 15 и 16, связанные с сохранением океанов, экосистем суши и построением миролюбивого общества.
  • Наиболее высокие индексы устойчивого развития в России по целям 1, 4 и 11, которые предполагают ликвидацию нищеты, развитие образования и городов. При этом у страны самый низкий из государств БРИКС уровень сбалансированности научных и социально-экономических усилий, как и доля публикаций по тематике ЦУР в общем числе публикаций (25%). Такая ситуация может быть связана как с тем, что основные научные усилия России лежат вне плоскости ЦУР, так и с близостью к достижению многих ЦУР.

Комментирует

Лилиана Проскурякова, завлабораторией исследований науки и технологий ИСИЭЗ НИУ ВШЭ:

«Предложенный инструментарий позволяет не только оценивать вес публикаций БРИКС по тематике устойчивого развития, но также определять сферы комплементарных интересов и направлений потенциального сотрудничества исследовательских команд. Анализ показывает, например, что Россия могла бы эффективно взаимодействовать с Бразилией по цели 7 “недорогостоящая и чистая энергия”. Сводный показатель по ее достижению выше у Бразилии, а публикационная активность — у России. Обе страны имеют высокую долю гидроэнергетики (~20% в России, 56% в Бразилии) и значительный потенциал производства биотоплива; обе переживают бурный рост ветровой и солнечной энергетики (в России их доля пока чуть выше 1%, а в Бразилии уже достигла 24%); также обе добывают и используют природный газ, который считается переходным видом топлива».

По ссылке подробнее.

БРИКС
8981 интересуется