Найти в Дзене
Верасневский

"Король репортажа" и эпатажа знаток жизни Первопрестольной по прозвищу "дядя Гиляй". Часть lll

Итак, мы помним о том, как лихо в фильме "Хитровка. Знак четырёх" Владимир Алексеевич по прозвищу "Гиляй" владел приёмами джиу-джитсу (пересмотрите его драку с британцем-авантюристом и охот-ником за изумрудным ожерельем, которое впоследствии шикарно и колоритно смотрелось на упругой груди красавицы "княжны"). В про-должении "милитаристского" пери-ода в биографии Гиляровского хочу детализировать отдельные скупо описанные в публикациях о "леге-ндарном репортёре и "бытописа-теле" Москвы, отрывшего для широ-кой публики то, о чём до него не-модно было в то время говорить: жизнь и проблемы малообеспече-нных и незнатных москвичей, объ-ектами его репортажей становились канализационные стоки Москвы и её подземная, речка Неглинная, быт и жизнь хитровского "воровского" ми-ра: грабителей, карманников, суте-нёров, и не только: он писал о самых разных жителях Москвы: есть у него очерки о купцах, пожарниках, актё-рах и полицейских. Изумрудное ожерелье на груди "Княжны" В русском «спецназе» Гиляр

Итак, мы помним о том, как лихо в фильме "Хитровка. Знак четырёх" Владимир Алексеевич по прозвищу "Гиляй" владел приёмами джиу-джитсу (пересмотрите его драку с британцем-авантюристом и охот-ником за изумрудным ожерельем, которое впоследствии шикарно и колоритно смотрелось на упругой груди красавицы "княжны"). В про-должении "милитаристского" пери-ода в биографии Гиляровского хочу детализировать отдельные скупо описанные в публикациях о "леге-ндарном репортёре и "бытописа-теле" Москвы, отрывшего для широ-кой публики то, о чём до него не-модно было в то время говорить: жизнь и проблемы малообеспече-нных и незнатных москвичей, объ-ектами его репортажей становились канализационные стоки Москвы и её подземная, речка Неглинная, быт и жизнь хитровского "воровского" ми-ра: грабителей, карманников, суте-нёров, и не только: он писал о самых разных жителях Москвы: есть у него очерки о купцах, пожарниках, актё-рах и полицейских.

Изумрудное ожерелье на груди "Княжны"
Изумрудное ожерелье на груди "Княжны"

В русском «спецназе» Гиляровский прослужил год. Даже когда Россия и Турция заключили перемирие, "пластунов" оставили под ружьем до сентября 1878 года — Кавказские горы были наводнены башибузу-ками — наемниками султана, кото-рые продолжили грабить население. Приходилось с ними воевать. «Это было интереснее, чем сама война» , — писал Гиляровский позже в книге «Мои скитания». За доблесть и от-вагу Владимир Гиляровский был на-граждён орденом Святого Георгия IV степени и медалью «За русско-ту-рецкую войну 1877−1878 года».

Только в 1881-м в возрасте 26-ти Гиляровский приехал в Москву и  увлекся литературной деятельно-стью. Он последовательно работал в «Русской газете», в «Московском листке» и в «Русских ведомостях» и за несколько лет стал одним из  самых известных репортёров столи-цы. Он брался за те темы, которые раньше считали «низкими», и писал обо всем: о последствиях катас-троф о старухах в богадельнях, о  нищих, об улицах Москвы и об ее извозчиках.

Гиляровский также писал стихи
Гиляровский также писал стихи

Он первым из журналистов осветил тему бездомных собак и работу от-лова животных. Вы удивитесь, но  за  145 лет ничего не изменилось. Также как и сейчас, отловщики жестоко об-ращались с животными, также  ста-рались отловить побольше домаш-них породистых питомцев, потому что за них можно было «взять вы-куп», так же отбирали собачек у бе-ззащитных людей.

А теперь для более наглядного зна-комства личностью Гиляровского предлагаю вам отрывок из публи-кации под названием "Ловля собак в Москве". Владимир описывает в ка-ких неприглядных условиях суще-ствует собачий приют: грязь, злово-ние, жестокость обращения и сам смысл создания приюта заключается не в помощи "четвероногим", а жа-жде наживы некого "проходимца-гражданина Грибанова, который получая на содержание собак 1000 рублей в год, сделал их дополни-тельным источником дохода:

"Ловля, содержание и откуп собак производятся следующим образом: около 11 часов ночи из деревни Котлы в Москву выезжают две за-пряженные клячами грязнейшие фуры, с зловонными клетками в них, сопровождаемые оборванца-ми самого зловещего вида. Это - помощники Грибанова по ловле собак. Хотя по приказу г. москов-ского обер-полицмейстера и пола-гается ловить собак, не употребляя жестокостей, в том только участке, о коем заявлено Грибановым нака-нуне, но это не исполняется, и лов-чие продолжают ловить собак на пути "ходом": для этого они, заме-тив собак, расставляют, перего-раживая улицу в двух местах, сети и гонят в них собак, стараясь, что-бы последние не ушли на какой-нибудь двор.

При этом они не стараются поймать действительно бродячую, которую они обязаны ловить и которую никто не выкупит. Чтобы уловить породис-тую собаку, ловчие не брезгуют ни-какими средствами; они выманивают собак со дворов различными спосо-бами, то прикармливая их, то прямо выгоняя, для чего ловчим приходится забегать во двор. При этом не обхо-дится иногда и без неприятностей: если дворники заметят, то непроше-ных гостей бьют, как это было, на-пример, в прошлом году на Арбате, в доме Львовой, но ловчие "за тычком не гонятся". Ловчие измыслили ещё более ловкий способ выманивания собак - "подлаиванием". С этой це-лью в деревне Котлах они ежедневно практикуются в лаянии, и некоторые из них действительно лают не хуже звукоподражателя Егорова, лающе-го, как говорят, "лучше собак". Ло-вчие употребляют, впрочем, и более бесцеремонные способы для добы-вания ценных и породистых собак: таков был случай, как сообщалось уже газетами в прошлом году, на Никитском бульваре, где ловчие, увидав дорогого пойнтера, бежа-вшего за дамой, шедшей в мясную лавку к Арбатским воротам, несмо-тря на протесты дамы, насильно от-няли у нее собаку и увезли в фуре, в Котлы, в свое заведение, удачно названное "собачьей морильней".

Страницы из книги публикаций Гиляровского "Москва и москвичи"
Страницы из книги публикаций Гиляровского "Москва и москвичи"

Прославленные Котлы находятся за Даниловской слободой, верстах в двух от нее. Здесь, невдалеке от зловоннейших боен, стоит и живо-дерня Грибанова: обширный гря-зный двор, где под навесом на ше-стах просушиваются окровавле-нные, вонючие шкуры убитых на живодерне или павших животных. Тут же и квартира Грибанова, в которую приходится обращаться владельцу пропавшей собаки, со-вершившему десятиверстное путе-шествие, а то и далее, из Москвы в Котлы."

Не правда ли, увлекательное и гра-мотное описание московского быта и "предмета исследования", которое вызывает в читателе чувство спра-ведливости и праведный гнев. Наш преподаватель Теории и практики журналистского мастерства Татьяна Подоляк приводила Гиляровского в пример, как чёткого и лаконичного языка и стиля репортажа, которые, впрочем, используются в других жа-нрах публицистики.

Меня немного удивляет другое: по-чему такой колоритный, "крутой" и разносторонний исторический пе-рсонаж, как Гиляровский до "Хитро-вки...", снятой в 20-23-м ни разу не становился "предметом исследова-ния" и героем художественных ки-нокартин? Почему, например, таки-ми героями уже стали "Сонька-Золо-тая ручка" (Софья Соломониак) и "Михаил-Японец" (Мойша Винниц-кий). Вопрос риторический. Может ответ на этот вопрос не зависит от национальности героев? Вопрос риторический. А вы как считаете?

Продолжение следует