Найти в Дзене
Гусев Святослав TON

⏺Коррупция в Европе: миф или реальность

⏺Коррупция в Европе: миф или реальность? Европа часто воспринимается как «островок честного управления» — особенно на фоне более коррумпированных стран. Но на деле коррупция в ЕС не только существует, она трансформировалась: из грубых взяток — в более изощрённые, институциональные схемы. По данным Transparency International (2024): • Самые низкие уровни коррупции: Дания, Финляндия, Швеция • Средний уровень: Франция, Германия, Испания • Проблемные зоны: Венгрия, Болгария, Румыния, Греция Отдельно стоит Италия — сильный бизнес, но системные проблемы на региональном уровне. Как выглядит коррупция в ЕС сегодня? 1. Лоббизм в обход прозрачности В Брюсселе действует более 12 000 зарегистрированных лоббистских организаций. Множество из них — на грани “серой зоны”: юридически легальны, но по сути — продвигают частные интересы под видом публичной политики. 2. Непрозрачное распределение европейских фондов Особенно в странах Восточной Европы. Часто гранты и инфраструктурные проекты “оседают” в

⏺Коррупция в Европе: миф или реальность?

Европа часто воспринимается как «островок честного управления» — особенно на фоне более коррумпированных стран. Но на деле коррупция в ЕС не только существует, она трансформировалась: из грубых взяток — в более изощрённые, институциональные схемы.

По данным Transparency International (2024):

• Самые низкие уровни коррупции: Дания, Финляндия, Швеция

• Средний уровень: Франция, Германия, Испания

• Проблемные зоны: Венгрия, Болгария, Румыния, Греция

Отдельно стоит Италия — сильный бизнес, но системные проблемы на региональном уровне.

Как выглядит коррупция в ЕС сегодня?

1. Лоббизм в обход прозрачности

В Брюсселе действует более 12 000 зарегистрированных лоббистских организаций. Множество из них — на грани “серой зоны”: юридически легальны, но по сути — продвигают частные интересы под видом публичной политики.

2. Непрозрачное распределение европейских фондов

Особенно в странах Восточной Европы. Часто гранты и инфраструктурные проекты “оседают” в компаниях, связанных с властью. Например, в Венгрии структура Виктора Орбана многократно обвинялась в отмывании денег через сельскохозяйственные и строительные фонды ЕС.

3. «Золотые парашюты» и вращающиеся двери

Это когда чиновники ЕС уходят в отставку и тут же оказываются в топ-менеджменте компаний, чьи интересы они до этого регулировали. Классический пример — Жозе Мануэль Баррозу (экс-глава Єврокомісії), который после ухода стал советником Goldman Sachs.

4. Закрытые договорняки на тендерах

Особенно часто — на уровне муниципалитетов и регионов. В Испании, Италии и Румынии были случаи, когда крупные инфраструктурные проекты отдавались своим подрядчикам, в обход конкурсов.

5. Парламентская коррупция

В 2022–2023 годах вспыхнул громкий скандал в Европарламенте — «Катаргейт». Евродепутатов уличили в получении взяток от представителей Катара и Марокко за лоббизм в ЕС. У нескольких политиков нашли сотни тысяч евро наличными прямо в доме.

• Сложность системы: ЕС — это огромная, многоуровневая бюрократия, где можно потеряться.

• Огромные деньги: ежегодно десятки миллиардов евро перераспределяются между странами, регионами и проектами.

• Недостаточный контроль: несмотря на аудит и регламенты, реальные расследования проходят редко — особенно если фигурант защищён партийными связями. Реакция ЕС

• В 2023 году Еврокомиссия начала пересмотр антикоррупционного законодательства.

• Предложено создать Европейское антикоррупционное агентство с независимыми полномочиями.

• Ужесточаются правила прозрачности для лоббистов и депутатов.

• Повышается контроль за использованием фондов в рамках механизма «право на деньги» — если страна нарушает принципы правового государства, ей могут урезать финансирование (так уже сделали с Венгрией).

Коррупция в Европе не исчезла — она просто стала менее заметной, но не менее системной. В ЕС умеют красиво отчитываться, но и там действуют интересы, связи и кулуарные договорённости.

Разница лишь в масштабе, уровне контроля и последствиях:

Если коррупция вскрывается — обычно следуют отставки, расследования и общественная реакция. Но в «серой зоне» — по-прежнему много схем, особенно на стыке политики, бизнеса и международных фондов.