Найти в Дзене
Yamaha Music

Super Articulation. Часть 1: Саксофон

Эти тембры действительно оживят ваше выступление, если вы знаете, как ими пользоваться! Супер-артикуляции: новый уровень реализма Тембры Super Articulation – это особая категория тембров, доступная на некоторых клавишных инструментах Yamaha*. Она позволяет использовать специальные звуковые эффекты при игре на клавишах или с использованием педалей. В реальном времени клавишнику становятся доступны такие эффекты, как дыхание, постукивания, слайды и удары! В первой части этой серии из двух статей мы сосредоточимся на типичных артикуляциях, которые можно применить к тембру саксофона; во второй части мы рассмотрим артикуляции для гитары и кларнета. *Clavinova CSP-150, CSP-170 и выше, CVP серии 700 и выше. Станции аранжировщика Genos, PSR-S775, PSR-S975 и выше. Категории Тембров Если вы внимательно посмотрите на экран выбора тембров на некоторых инструментах Yamaha, вы можете увидите миниатюры (значки) слева от каждого тембра, с такими обозначениями как Natural, Sweet, Live, Cool или S. Ar
Оглавление

Эти тембры действительно оживят ваше выступление, если вы знаете, как ими пользоваться!

Супер-артикуляции: новый уровень реализма

Тембры Super Articulation – это особая категория тембров, доступная на некоторых клавишных инструментах Yamaha*. Она позволяет использовать специальные звуковые эффекты при игре на клавишах или с использованием педалей. В реальном времени клавишнику становятся доступны такие эффекты, как дыхание, постукивания, слайды и удары!

В первой части этой серии из двух статей мы сосредоточимся на типичных артикуляциях, которые можно применить к тембру саксофона; во второй части мы рассмотрим артикуляции для гитары и кларнета.

*Clavinova CSP-150, CSP-170 и выше, CVP серии 700 и выше. Станции аранжировщика Genos, PSR-S775, PSR-S975 и выше.

Категории Тембров

Если вы внимательно посмотрите на экран выбора тембров на некоторых инструментах Yamaha, вы можете увидите миниатюры (значки) слева от каждого тембра, с такими обозначениями как Natural, Sweet, Live, Cool или S. Art:

Тембры с категориями (отображение на портативной станции аранжировщика Yamaha)
Тембры с категориями (отображение на портативной станции аранжировщика Yamaha)

Для этих тембров характерны такие особенности:

  • Natural (Натуральный)
    - Акустические классические инструменты
    - Стерео-сэмплы
    - Стандартное звучание в естественной обстановке
  • Sweet (Мелодичный)
    - Акустические инструменты соло
    - Моно-сэмплы с записанным на самом инструменте вибрато
    - Современное звучание в нестандартной акустической обстановке
  • Live (Живой)
    - Акустические инструменты в ансамбле.
    - Стерео-сэмплы
    - Современное звучание в нестандартной акустической обстановке
  • Cool (Крутой/Дерзкий)
    - Электронные инструменты
    - Стерео-сэмплы
    - Запись через усилитель

Мы сконцентрируемся на последней категории: тембры S.Art, включая их продвинутую версию “S. Art2”.

Обратите внимание на миниатбры S.Art и S.Art2
Обратите внимание на миниатбры S.Art и S.Art2

В чём выражается «супер»-артикуляция?

В музыке слово «артикуляция» обычно относится к способу звукоизвлечения или связи между исполняемыми нотами. Это отражается в специфических приёмах исполнения или характерных призвуках при переходе от одной ноты к другой. Артикуляцию часто можно сравнить со штрихами: деташе, стаккато, легато, разнообразные акценты и глиссандо.

Выбор тембра на Yamaha PSR-SX920
Выбор тембра на Yamaha PSR-SX920

Выберите тембр саксофона “S. Art” на вашем инструменте. Попробуем его!

Полифония или монофония

Все тембры Super Articulation уникальны, потому что они могут быть как полифоническими, так и монофоническими (обычно обозначаются как POLY или MONO), в зависимости от того, как вы играете на клавиатуре.

Например, если сыграть аккорд (несколько нот одновременно), вы услышите, как звучат все ноты вместе (POLY):

-5

Однако, если сыграть на тембре Super Articulation одну ноту, а потом другую, не отпуская при этом первой, инструмент автоматически переключается в режим MONO (монофонический) для игры мелодии из отдельно звучащих нот. Так, чтобы сыграть очень чистую и очень быструю трель, просто удерживайте одну ноту, а затем многократно и непрерывно играйте другую ноту:

-6

Комбинация из такого тембра и нужной техники игры поможет вам исполнить совершенные и живые трели, которые вы когда-либо слышали на клавишных!

Дыхание

Когда вы выбираете любой тембр Super Articulation, функция педалей автоматически переключается на управление эффектами артикуляции. Одним из самых базовых и простых эффектов артикуляции является дыхание музыканта перед началом игры. На многих тембрах S. Art нажатие центральной педали создает звук «вдоха» исполнителя, как будто он набирает воздух для ноты, которую собирается сыграть:

Нажмите на среднюю педаль, используя тембр супер-артикуляции на духовых инструментах, чтобы "вдохнуть" перед начало игры.
Нажмите на среднюю педаль, используя тембр супер-артикуляции на духовых инструментах, чтобы "вдохнуть" перед начало игры.

Для эффективного использования этого приёма - особенно в тихих пассажах - сыграйте несколько нот на клавиатуре, а затем полностью остановитесь. В тишине нажмите центральную педаль, чтобы услышать протяжный вдох*, а затем снова начните играть.

Примечание: нажатие педали для тембра саксофона S. Art воспроизводит звуки дыхания, но для некоторых других тембров медных или деревянных духовых инструментов воспроизводятся звуки движения клапанов.

Легато

Многие тембры Super Articulation позволяют создавать реалистичный переход от одной ноты к другой на легато. Это эффект, при котором музыкант не отделяет языком новые ноты. Так переход от звука к звуку под лигой получается плавным.

В тембрах “S. Art” этот эффект генерируется автоматически, когда вы играете две ноты штрихом легато на клавиатуре; то есть, удерживая первую ноту в течение мгновения, пока играете следующую, в отличие от полного отрыва руки между нотами. Выбрав тембр Super Articulation для саксофона, сыграйте ноту До, а затем соседнюю ноту Ре таким образом. Вы услышите, как нота меняется плавно, как если бы саксофонист сыграл их на одном дыхании без атаки языком.

Сравните исполнение на легато с отрывистым исполнением, поднимая пальцы при игре этих двух нот. Вы отчетливо услышите, что нота была исполнена с атакой языком. Почему мы слышим разницу? Дело в том, что в зависимости от способа игры на клавишном инструменте, звучит один из нескольких совершенно разных сэмплов саксофона!