Найти в Дзене
Актуально. РФ

Феномен цифровой славы - это то что становится формой самовыражения не смотря на трагические последствия

Сегодня произошла трагедия, которую невозможно воспринимать как «очередную новость». Пора остановиться и сделать выводы. В посёлке Горки-2 Одинцовского городского округа 15-летний школьник в балаклаве напал с ножом в элитной Успенской школе. Пострадали три человека. Один из учеников погиб. Факт, который особенно пугает: подросток сделал селфи на фоне тела жертвы. Всего за два дня, две атаки в российских школах. Накануне, 15 декабря, в Санкт-Петербурге подросток напал с ножом на учителя, ранил учеников и себя. Формальная причина, нежелание ходить на дополнительные занятия. Но это лишь повод, а не причина. Что двигало подростком из Одинцова, предстоит установить следствию. Но с точки зрения психологии и анализа среды уже сейчас можно говорить о более глубинных механизмах. События сегодняшнего дня в школе Одинцова, не внезапный срыв «отдельного подростка» и не редкое исключение.

Феномен цифровой славы - это то что становится формой самовыражения не смотря на трагические последствия

Сегодня произошла трагедия, которую невозможно воспринимать как «очередную новость». Пора остановиться и сделать выводы.

В посёлке Горки-2 Одинцовского городского округа 15-летний школьник в балаклаве напал с ножом в элитной Успенской школе. Пострадали три человека. Один из учеников погиб. Факт, который особенно пугает: подросток сделал селфи на фоне тела жертвы. Всего за два дня, две атаки в российских школах. Накануне, 15 декабря, в Санкт-Петербурге подросток напал с ножом на учителя, ранил учеников и себя. Формальная причина, нежелание ходить на дополнительные занятия. Но это лишь повод, а не причина.

Что двигало подростком из Одинцова, предстоит установить следствию.

Но с точки зрения психологии и анализа среды уже сейчас можно говорить о более глубинных механизмах. События сегодняшнего дня в школе Одинцова, не внезапный срыв «отдельного подростка» и не редкое исключение. Это симптом системной проблемы, которая накапливалась годами и теперь проявляется всё чаще. Именно поэтому происходящее нельзя рассматривать как частный случай. Перед нами маркер глубоких сбоев в среде, где растут современные дети.

Почему это не случайность? Любое подобное событие всегда складывается из трёх факторов: психологической уязвимости подростка, среды, семейной, школьной, социальной и самое главное цифрового контента, в котором он живёт ежедневно.

Подростковая психика по определению незрела. Критическое мышление ещё не сформировано, эмоциональная регуляция нестабильна, идентичность хрупка. Даже внешне благополучный ребёнок может находиться в состоянии глубокой внутренней дезориентации. Отсутствие конфликтов с учителями или сверстниками не является гарантией психологического благополучия. Подростки редко сигналят напрямую, все чаще они «растворяются» в цифровой среде и ищут ответы в ней.

Важно понимать: интернет сам по себе не создаёт агрессию. Он усиливает то, что уже есть.

А именно, существующий в сети и потребляемый подростками деструктивный контент. Он направлен на: нормализацию крайних форм поведения, формирование эффекта героизации насилия, подмену эмпатию лайками и репостами. И самое главное! он стирает границу между реальностью и шоу.

Алгоритмы социальных сетей не воспитывают пользователей, главная их задача удержать внимание и повысить трафик. Их задача не развитие личности, а максимальное вовлечение. Подросток, попавший в воронку такого контента, быстро получает ощущение значимости:

«меня видят», «я особенный», «я в игре».

Так появился феномен цифровой славы - с одним из самых опасных сдвигов современной психологии, когда на первый план становится не суть поступка (а в данном случае это убийство), а его медийный эффект.

Важно уже не что сделано, а насколько это заметно.

Не последствия, а охват.

Когда публичность становится заменой смысла, трагедия превращается в инструмент самопредъявления. Какой контекст положительный или чудовищный, перестаёт иметь значение. Значим только сам факт видимости. Это и есть феномен цифровой славы, к которому подростковая психика особенно уязвима.

И эта огромная нарастающая, как снежный ком проблема, которая должна решаться государством. Сегодня, как никогда существует опасный разрыв поколений, когда родители не видят весь цифровой ландшафт, в котором находится ребёнок, школа не имеет инструментов мониторинга онлайн-среды, психологические службы работают постфактум, а не на опережение.

Когда угроза формируется в цифровой среде, выходящей за пределы семьи и школы, ответ не может быть только частным. Это вопрос национальной безопасности будущего поколения.

И мое личное мнение, что государству нужен цифровой суверенитет с ценностно-ориентированной основой.

👉Ваш политолог

Елена Штульман

🌐ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА АКТУАЛЬНО ✔️ ЭКСПЕРТНЫЕ НОВОСТИ КАЖДЫЙ ДЕНЬ 🔴🔴🔴