И в спектаклях, и в литературе меня неизменно восхищает игра режиссера/писателя с читателем/зрителем через яркие образные сцены. Сначала ты видишь только некий загадочный набор символов, который рано или поздно складывается в единую картинку. По всему сюжету автор разбрасывает подсказки, скрывая их за обыденными вещами. Нередко это вызывает вопросы из разряда: «Ну какого черта он целую страницу описывал дохлую курицу под окном?»
Для меня хорошая литература это та, где условную дохлую курицу описывали не зря. Поэтому сегодня вспомним классику в лице «Анны Карениной» и гений Льва Николаевича
Итак, сцена бала. Анна в черном с гирляндой анютиных глазок в волосах и такой же на черной ленте пояса. Красиво, не спорим, но Толстой же не просто любитель красивых цветочков. Анютины глазки в христианской традиции связаны с легендой о девушке Анюте (имя ожидаемое). По разным версиям, возлюбленный девушки то ли женился на другой, то ли не вернулся с войны, а она превратилась в маленький грустный цветок. На балу в роли безнадежно ожидающей девушки предстает Кити, но позже уже Анна примет на себя это состояние. Ее жизнь превращается в постоянное ожидание чего-то: будь то новая встреча с Вронским, встреча с Сережей, согласие на развод от мужа. Возвращаясь к цветам резюмирую, что они символизируют веру, разочарование и боль - буквально карта эмоционального состояния Карениной в течение книги.
Еще немного ботаники: по преданию трехцветные фиалки имеют свойство привораживать любовь, на языке цветов означают «думаю о вас» (хоп, как Анна ни пыталась игнорить поклоны Вронского, цветочки все сказали). А еще они раньше не водились в русских палисадниках, потому что считались цветком покойников.
Я в восторге от оформления книги, представленного выше: нежные лаконичные цветы, оставляющие тонкий намек на предстоящую трагедию и легкое чувство тревоги. К сожалению, художники по костюмам и иллюстраторы проигнорировали деталь в виде фиалок в образе Анны на балу и я не нашла ни одного подходящего к тексту изображения.
Но вернемся к символизму фиалок - пара слов о покойниках. Именно бал стал началом на пути нравственного падения Анны и, своего рода, точкой невозврата, а вовсе не сцена, в которой она физически поддалась искушению. Анютины глазки здесь и о моральной гибели Карениной, и предсказание физической смерти, которая постигнет ее в конце книги. Именно наигранное пренебрежение Алексеем Вронским - начало порочной связи, шаг в болото. Напоминаю, кстати, главная проблема танца на балу - Алексей пригласил Каренину на мазурку!! (НЕ ВАЛЬС, как любят снимать в фильмах). Это не про физическую близость, а про символизм их танца в глазах света и пренебрежение общественным мнением.
Коротенькая историческая справка:
Мазурка - польский народный танец, но на балах он имел особое значение, как момент романтических признаний или даже предложений руки и сердца. Во-первых, благодаря его длительности, дающей возможность для романтических разговоров, флирта и намеков. Во-вторых, сам этикет здесь предполагал больше свободы - позволял парам в конце остаться наедине. Кроме того, после мазурки обычно следовали к столу и пары из танца оказывались соседями за ужином. В-третьих, танцевальные па подчеркивали мужественность партнера (громкие удары каблуков, имитация натягивания поводьев, резкий характер движений), а в конце мужчина вставал на колено и партнерша изящно падала в руки кавалера.
Именно поэтому Кити Щербацкая возлагала огромные надежды на этот момент бала, а пригласив Каренину, Алексей буквально оскорбил девушку, ожидавшую предложение руки и сердца.
Супружеская неверность в XIX веке не была явлением исключительным. Как упоминает Лев Николаевич, связь с замужней женщиной из высшего света даже несколько возвышала Вронского в глазах товарищей. Так чем же так возмутили общество отношения Алексея и Анны? В первую очередь, причиной стало то, что они не сохраняли достаточную внешнюю благопристойность. Внезапное приглашение на мазурку было лишь первой пощечиной общественному мнению, позже были памятные скачки, когда Каренина не сдержала чувств, увидев падение возлюбленного. А затем стало понятно - их связь все меньше напоминает легкий адюльтер, на который с долей ехидства или возмущения, но высшие круги зачастую закрывали глаза. Они оба нарушили негласное правило, сложившееся в обществе по поводу подобных интриг: не впускать сторонние отношения в дом, не позволять им изменять привычный уклад жизни. Тяжелая слепая страсть захватила Каренину и Вронского, постепенно заставляя жертвовать всем, что было им дорого. Алексей отказывается от повышения в чине капитана и бросает военную службу, а главной потерей для Анны становится ее сын Сережа.
Еще один образ в романе Л.Н. Толстого - свеча. Примечательно, что она фигурирует не только в «Анне Карениной» или других текстах писателя как символ, но и осталась неотъемлемой частью жизни, несмотря на появление более удобных альтернатив. Так дом Льва Николаевича в 1910 году продолжал освещаться именно свечами, несмотря на активную электрификацию. Кроме того, именно свеча на прикроватном столике проводила великого писателя утром 28 октября, когда он покинул Ясную Поляну. Вполне возможно, что маленький огонек сыграл такую же роль в жизни Льва Николаевича, как и в жизни его героини:
«И свеча, при которой она читала исполненную тревог, обманов, горя и зла книгу, вспыхнула более ярким, чем когда-нибудь, светом, осветила ей все то, что прежде было во мраке, затрещала, стала меркнуть и навсегда потухла»
Символизм свечи довольно широко распространен в двух значениях, противоположных по эмоциональной окраске «пламя жизни/огонь страстей». То, что в начале романа согревало окружающих, светило и растапливало сердца (например, Анна смогла помирить Долли и Стиву) — в середине романа стало неистовым, все сильнее разгорающимся пламенем, разрушающим жизни людей вокруг и наконец, ярко вспыхнув напоследок, погасло.
И если все умозаключения относительно цветов - исключительно мои мысли о .., то особая роль свечей в творчестве Льва Николаевича подчеркивается неоднократно различными исследователями, имеющими документы на право подчеркивать что-либо в текстах великих авторов. Свеча как символ появляется у Толстого, например, в рассказе с аналогичным названием «Свечка», где предвещает гибель жестокого приказчика. Изначально, в качестве названия рассматривалась фраза «Мне отмщение, и Аз воздам», которая ранее как раз послужила эпиграфом к «Анне Карениной».
Итак, все это полотно текста посвящено, в первую очередь, мысли, что нередко мы привыкли держаться за слова, как непреложную истину. Однако, кроме прямого значения, существует множество смысловых слоев - символы, подтексты, степень надежности рассказчика и многое другое. И один из признаков хорошего автора - несчерпаемость, возможность с каждым прочтением открывать новое за маленьким жестом или парой небрежных фраз.