Найти в Дзене
Ольга Кнор

Как меня подставил собственный мозг

Иногда мозг выдаёт такие фокусы - хоть стой, хоть падай. Поневоле начинаешь сомневаться - он за меня или против? Этой истории лет пятнадцать, но всякий раз становится жутковато, когда я её вспоминаю.  Фото из личного архива автора В ту пору мы продавали всю свою недвижимость, чтобы собрать один большой пазл из квадратных метров, разбросанных по городам и весям. Мамина однушка, где прошло моё детство, формально принадлежала сыну. Дождавшись его совершеннолетия, мы продали этот неликвид и приехали оформлять сделку в какое-то местное учреждение. В назначенное время вручили сыну документы и отправили его в главный кабинет.  Фото из личного архива автора. Не прошло двух минут, как оттуда выскочила девушка и со слезами радости кинулась меня обнимать:  – Оля! Боже мой! Я так рада тебя видеть! Как только твой сын протянул мне паспорт, я сразу поняла! Он так на тебя похож, ну, просто одно лицо! Столько лет не виделись! Надо сказать, что из городка своего детства я стартанула без оглядки на пер
Оглавление

Иногда мозг выдаёт такие фокусы - хоть стой, хоть падай. Поневоле начинаешь сомневаться - он за меня или против? Этой истории лет пятнадцать, но всякий раз становится жутковато, когда я её вспоминаю. 

Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора

В ту пору мы продавали всю свою недвижимость, чтобы собрать один большой пазл из квадратных метров, разбросанных по городам и весям. Мамина однушка, где прошло моё детство, формально принадлежала сыну. Дождавшись его совершеннолетия, мы продали этот неликвид и приехали оформлять сделку в какое-то местное учреждение. В назначенное время вручили сыну документы и отправили его в главный кабинет. 

Фото из личного архива автора.
Фото из личного архива автора.

Не прошло двух минут, как оттуда выскочила девушка и со слезами радости кинулась меня обнимать: 

– Оля! Боже мой! Я так рада тебя видеть! Как только твой сын протянул мне паспорт, я сразу поняла! Он так на тебя похож, ну, просто одно лицо! Столько лет не виделись!

Надо сказать, что из городка своего детства я стартанула без оглядки на первых курсах университета. Время от времени навещала маму, но с одноклассниками и друзьями отношения не поддерживала.

Мой придурковато-недоумённый вид слегка сбил девушку с толку: 

– Оль, ты меня не узнала что ли?! Я Авдеева!

Растерянно улыбаясь, я молча напрягала все оперативные мощности черепной коробки, но процессор упорно выдавал: «Файл не найден».

Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора

Девушка не сдавалась:

– Ну, ты помнишь, помнишь, как мы у Оксанки на кухне бухали?! Мы с ней до сих пор близко дружим. А как пели Скэтмен Джона на их свадьбе с Игорьком?! Пам-пам-пам-пара-бара-пам-пам-пам… 

Оксанка была моей школьной подругой, поэтому имела пожизненную прописку в воспоминаниях. Как и их свадьба с Игорьком, и все наши дивные совместные загулы. Авдеева оставалась слепым пятном в этой ретроспективе. Эдаким удалённым документом без резервной копии. 

– А как мы ходили на «Кикс», а потом всех героев копировали! А как рассекали по вспаханному полю на Славкином ржавом москвиче под кодовым названием «баня»?

Всё это я отлично помнила в подробностях и красках. Кроме самой Авдеевой.

Мой мозг предательски вырезал её из фильма про юность, как неудачный дубль. Несмотря на то, что Авдеева играла в нём явно не эпизодическую роль.

Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора

В конце концов, пришлось сымитировать радость встречи, чтобы не расстраивать девушку. Очевидно ей были дороги воспоминания о нашей совместной бесшабашной молодости.

Пока шла бумажная волокита, Авдеева взахлёб рассказывала о себе, муже и детях, о том, как сложилась судьба общих знакомых и друзей. Мы провели вместе почти весь её рабочий день, она даже обедом пожертвовала.

Не знаю, догадалась ли Авдеева, что я так и не вспомнила её? Вероятно нет, потому что буквально на следующий день добавилась ко мне в друзья во всех соцсетях.

Тщетно пытаясь восстановить возмутительные пробелы в памяти, я написала однокласснице, той самой Оксанке, и честно всё рассказала.

– Оль, ты чо?! Хватит ерунду говорить. Ты не можешь её не помнить! Мы же постоянно тусили одной компанией. Дружили вы. 

Думая, что я её разыгрываю, Оксанка слала мне фотографии, на которых мы дурачились и позировали с Авдеевой, но как бы не старалась школьная подруга, Авдеева наглухо исчезла из моей памяти. Испарилась. Аннулировалась.

Мозг удалил её без возможности восстановления. Без всяких объяснений. 

В итоге Оксанка разозлилась:

– Тебя надо чем-нибудь тяжёлым треснуть по башке! Тогда ты всё вспомнишь. Совсем уже там в своей Москве с ума сошла!
фото из личного архива автора
фото из личного архива автора

Какое-то время Авдеева продолжала общение, но, видимо подумав, что я – высокомерный столичный сноб, общение прекратила. 

До сих пор я в недоумении – что это было?! Почему мне так и не удалось достучаться до своего мозга и вспомнить Авдееву?

Профессия недавно вернула к этому конфузу. Дело в том, что мне довелось работать над документальным фильмом «Чужой внутри».

Тема безумно интересная. Команда крутая. Задача труднейшая. Нужно было простым и понятным языком рассказать о сложных процессах, происходящих в наших головах. Заодно, с помощью известных учёных – Татьяны Черниговской, Александра Каплана, Константина Анохина – переосмыслить эту тему и ответить на главные вопросы: как научиться понимать свой мозг? И кто кем управляет – мы мозгом или он нами?

ПЫ.СЫ. Премьера научно-популярного документального фильма «Чужой внутри» состоится на РЕН ТВ 21 декабря, в воскресенье, в 23:50 по московскому времени сразу после итоговой новостной программы. 

Автор: Ольга Кнор