Продолжаем нашу прогулку по Алексеевской слободе. С её началом можно ознакомиться здесь.
Мы закончили свой предыдущий маршрут у храма Сергия Радонежского в Рогожской слободе, от которого уже виден Храм святителя Алексия, что за Яузой.
Храм святителя Алексия
От Товарищеского переулка выходим на Николоямскую улицу, где в доме 60 находится этот храм (иногда адрес храма указывается как улица Станиславского, 29с1).
Именно этот храм дал имя всей Алексеевской слободе. Современное здание трёхпрестольного храма построено в середине XVIII столетия по проекту архитектора Дмитрия Ухтомского. До революции эту церковь считали лучшим и классическим образцом архитектуры московского елизаветинского барокко.
По преданию, церковь была построена на том месте, где когда-то стояла его палатка, откуда московский первосвятитель наблюдал за строительством Спасо-Андроникова монастыря, основанного по его обету в 1361 году.
Однако в честь святителя Алексия в московской церкви на Николоямской был освящен, по традиции, придел, а главный престол посвятили чудотворной Феодоровской иконе Божией Матери, покровительнице Дома Романовых. Это единственная сохранившаяся московская церковь, освященная во имя древней православной русской святыни. Эта икона написанна, по преданию, еще самим евангелистом Лукой.
Храм имеет статус объекта культурного наследия народов РФ федерального значения.
Внутреннее убранство храма
Рядом с храмом находится историческое здание Рогожской полицейской части (Николоямская ул., 54, стр. 1).
А теперь вернёмся немного назад и пойдём по улице Солженицына (ужасно не подходит это название, полученное улицей в 2008 году, бывшей Большой Алексеевской улице, но в рассказе приходится использовать именно его). Здесь современные здания соседствуют со старинными купеческими усадьбами. Но купеческая застройка, в основном XIX века, явно преобладает.
Дом А.А. Денисова
Дом, построенный по заказу А.А. Денисова в классических архитектурных традициях на углу Большой Алексеевской улицы и поперечного Проезжего (ныне — Добровольческого) переулка, относится к 1806 году. Все строения на территории — деревянные. В 1905 году флигели и жилые корпуса были перестроены для бесплатных квартир Московского Купеческого общества (дом призрения купеческих вдов) по проекту архитектора С.У. Соловьёва. В настоящее время это двухэтажное здание из железобетона. Центральная часть фасада заканчивается фронтоном, на котором располагаются две маленькие головки (женская и мужская).
"Дом с волнами"
Соседний дом - главный дом городской усадьбы. Известен как Дом с волнами. Построен в конце XVIII в. До перестройки середины XIX века дом имел отделку в стиле зрелого классицизма: гладкие стены, окна в арочных нишах, портик из пилястр по центру. Перестроен в 1911 году в стиле модерн. Оформление современного фасада относится к стилю эклектики.
Особняк И.П. Кузнецова
Рядом с ним расположился особняк купца И.П. Кузнецова. Фасады решены в стиле нового времени с присутствием элементов модерна. Простой двухэтажный объём украшает полукруглый выступ с пилястрами и скульптурным фризом. С правой стороны дома, во дворе, расположен полукруглый балкон на колоннах со скульптурным фризом. В 1911 году, когда моден был неоампир, дом отделан классическими деталями — барельефами на античные темы и гирляндами. Правда, здание явно ждёт своей очереди на реставрацию.
Соседний двухэтажный особняк (улица Александра Солженицына, 32) построен в 1907 г. Территория по периметру огорожена каменной стеной с резной решеткой. Фасад оформлен рустованными пилястрами, высокими окнами с резными карнизами и объемными наличниками. Кровлю венчает полукруглый фронтон с лепниной. Подкровельный карниз богато украшен узорами и лепниной. Сейчас используется как административное здание.
Усадьба А.А. Морозова
Напротив этих купеческих особняков по адресу: улица Александра Солженицына, 27 расположилась главная изюминка улицы Солженицына - усадьба А.А. Морозова., имеющая статус объекта культурного наследия федерального значения. Усадьба была построена в 1820–1830-х годах купцами Василием и Павлом Челышевыми на основе старого здания, возведённого здесь ещё в конце XVIII столетия. В 1835 году усадьба перешла к купцам и промышленникам Алексеевым. В 1860 году Алексеевы продали бывший челышевский дом Абраму Абрамовичу Морозову, сохранив за собой соседнее владение. Здесь Морозов поселился со своей женой Варварой Алексеевной (в девичестве — Хлудовой).
В этом доме родились их сыновья Иван и Михаил Морозовы, впоследствии ставшие известными коллекционерами, а также Арсений, построивший знаменитый «мавританский» дворец на Воздвиженке. Взглянув именно на этот особняк на Арбатской площади, который теперь считается одним из самых прелестных зданий Москвы, Варвара Морозова сказала своему сыну: «Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь вся Москва будет знать!». Вот такие царили тогда нравы. А особняк-то - прелесть! И пошто матушке не понравился?
Усадьба Алексеевых
Рядом с усадьбой Морозовых-Алексеевых (улица Александра Солженицына, д. 29) находится городская усадьба Алексеевых. Здесь, в правом флигеле усадьбы, в 1863 году родился Константин Алексеев, вошедший в историю как Константин Станиславский. Дом был построен в 1767 году, затем перестроен в 1791-1795 г.г. архитектором Родионом Казаковым для купца Василия Жигирёва. В 1907 году, особняк был частично перестроен по проекту В.В.Шервуда.
Фабрика Станиславского
Перейдём с улицы Солженицына на улицу Станиславского (в былые годы это был бы переход с Большой на Малую Алексеевскую улицу) и упрёмся в корпуса бывшей фабрики Станиславского (улица Станиславского, 21с3).
История фабрики Станиславского начинается с Семёна Алексеева, прадеда Константина Станиславского, который в конце XVIII века основал предприятие по производству золотой и серебряной канители. Эта тончайшая металлическая нить использовалась для украшения одежды и церковных облачений, что делало продукцию фабрики востребованной в высших слоях общества, особенно во времена правления Екатерины Великой. Фабрика стала лидером в этой отрасли, а её продукция получила признание далеко за пределами России.
Во время московского пожара 1812 года фабрика сгорела, но Алексеевы не отчаялись и уже в 1816 году восстановили производство, построив новую фабрику на Большой Алексеевской улице. С тех пор предприятие стало крупнейшим в России по производству золотоканительных изделий. В 1850-е годы производство значительно расширилось. На соседней Малой Алексеевской улице были построены дополнительные корпуса.
К концу XIX века фабрику возглавил Константин Станиславский, который, несмотря на свою приверженность театру, не оставлял без внимания семейное дело. Но тяга к театру давала о себе знать. В 1895 году на фабрике был создан театр для рабочих, быстро превратившийся в профессиональную театральную труппу.
В 1990-е годы производство с завода «Электропровод» (так в то время называлась фабрика) было перенесено в новое место. Фабричные корпуса отремонтировали и переоборудовали. С 2007 году в помещениях бывшей фабрики функционирует бизнес-центр «Фабрика Станиславского».
Хорошо, что в Москве, в отличие от подмосковных, и не только, городков и городов, всё больше ранее заброшенных фабричных корпусов превращаются в благоустроенные бизнес- и арт-центры.
Храм святителя Мартина Исповедника
На слиянии улиц Солженицына и Станиславского (Большой и Малой Алексеевских) находится храм святителя Мартина Исповедника в новой Алексеевской Слободе. Первое упоминание о храме относится к 1625 году. В 1791 году началось строительство нового каменного храма по проекту архитектора Родиона Казакова. Освящение состоялось в 1806 году. Здание представляет собой латинский крест с центральной ротондой и четырьмя угловыми куполами. Фасады украшены порталами с коринфскими колоннами.
В храме находится ряд святынь: чудотворная Грузинская икона Божией Матери, частицы мощей святителя Мартина, святителя Филиппа, митрополита Московского, преподобного Серафима Саровского, погребальная рубашка блаженной старицы Матроны.
Не могу не показать установленный неподалёку в 2018 году памятник Александру Солженицыну (скульптор Андрей Ковальчук). Адрес не привожу: при желании найдёте.
А теперь вновь к окрестным купеческим особнякам и усадьбам.
В 1819 году эта усадьба принадлежала купцу, потомственному почётному гражданину Петру Савельевичу Степанову. Его дочь вышла замуж за Василия Захаровича Морозова, совладельца Богородско–Глуховской мануфактуры. Их сын Сергей Васильевич Морозов, которому этот дом достался по наследству, в 1888 году провел в нём большой ремонт. Архитектор Иван Сергеевич Кузнецов придал дому новый ампирный фасад, на фронтоне появились буквы "СМ" (Сергей Морозов). Дом получился очень нарядным, изящно и со вкусом украшенным лепниной. Сейчас здание занимает Постоянное представительство Кабардино-Балкарской Республики при Президенте Российской Федерации.
Объект культурного наследия федерального значения.
"Дом со львами"
А вот и практически единственный в этих краях доходный дом. Да и откуда им взяться в большом количестве: это всё-таки в основном купеческий район, а не район зарождающейся буржуазии.
Дом построен в 1914 году в стиле модерн. Местные жители называют его "домом со львами".
Выходим опять на Таганскую площадь и завершаем свой маршрут по Алексеевской слободе.
Начало прогулки можно посмотреть здесь.
Все фотографии в статье сделаны автором.