Этот фестиваль год за годом уверенно становится одним из важнейших событий петербургской культуры. Всего за несколько дней мемориального проекта публика получает возможность погрузиться не только в контекст биографии великой русской певицы, но, что важнее, узнать о том, как традиция ее искусства и величие ее личности живут не в красивых громких словах, но в творческих успехах учеников ее центра. Счастье этого фестиваля-свидетельства в том, что занимается им дочь певицы — Ольга Ростропович, которая до последних дней своей мамы оставалась рядом с ней, помнит ее заветы, слова и мысли о музыке, опере, необходимости сильной личности на сцене и в жизни.
В этом году кроме традиционного большого концерта открытия в Большом зале Филармонии фестивальный маршрут проходил через Малый зал Филармонии, где солисты недавних наборов Центра оперного пения Галины Вишневской представили программу русских романсов и песен от Чайковского до Рахманинова, Шостаковича и Свиридова. В Эрмитажном театре состоялся показ оперы «Паяцы» Леонкавалло в постановке Ивана Поповски и под музыкальным руководством Ярослава Ткаленко, а в Театре музыкальной комедии был представлен литературно-музыкальный проект к 80‑летию окончания Второй мировой войны и Дню снятия блокады Ленинграда, где наряду с советскими песнями Милютина, Дунаевского, Новикова, Краубнера, Лепина и других звучала классика Мусоргского, Штрауса, Шостаковича, дарившая веру и надежду, а отрывки из книги «Галина» читала актриса Юлия Рутберг. Ведь все 900 дней блокады Галина Вишневская провела в Кронштадте, где трудилась в составе бригады противовоздушной обороны.
Но при всей яркости оживших страниц музыкальной биографии певицы, трепетно воссоздаваемых организаторами, главным акцентом Фестиваля Галины Вишневской, привлекающим петербургскую публику, является гала-концерт, в котором принимают участие молодые звезды Центра оперного пения Галины Вишневской. В этом году концерт прошел в сопровождении оркестра этого центра под управлением Александра Соловьева.
Повышенное внимание слушателей к этому концерту подогревается интересом к судьбе оперного искусства в России, как бы велеречиво это ни звучало. Не секрет, как непросто сегодня складывается судьба, например, драматических сопрано — того типа голоса, который и рождается нечасто, и обучается сложно. Калибр оперных голосов стремительно мельчает, менеджеры идут на компромиссы и готовы предлагать на Аиду или Тоску голоса, которые раньше и близко бы не подпустили к этим тяжелым партиям. Иногда просто не сыскать приличного драматического тенора и мечтать не приходится о новом Владимире Атлантове. А Галина Павловна Вишневская всегда видела судьбу жанра оперы с культивированием в ней именно крупных голосов, способных озвучивать залы больших оперных театров, передавая большие человеческие страсти. Впрочем, определяющими критериями в оценке голосов и их поддержке всегда для Вишневской являлись прочная вокальная школа с целым комплексом умений и навыков и артистический потенциал молодого певца.
Программа концерта, в которой оказались такие сложные шедевры, как ария Далилы из оперы Сен-Санса, сцены Аиды и Амонасро из оперы Верди, монолог Чио-Чио-Сан из «Мадам Баттерфляй» Пуччини, ариозо Лизы из «Пиковой дамы» Чайковского, восхищала забытой смелостью заявлений. И ожидания во многом оправдались. На этом концерте можно было услышать сразу две многообещающие лирические сопрано — Светлану Лачину и Валентину Правдину, в чьих голосах слышалось уже и немало драмы. Выверенность дыхания, выстроенность диапазона позволили Светлане с блеском исполнить Аиду в дуэте с Амонасро (Эльчин Азизов), трио из «Трубадура» и молитву Леоноры из «Силы судьбы» Верди, хотя в последней все же не хватало более чуткой и вдумчивой музыкальности. Валентина Правдина бесстрашно, свободно и в ощутимых корсетах стиля представила своих героинь — Чио-Чио-Сан в Un bel di vedremo и Лизу с ариозо «Откуда эти слезы».
Единственная меццо-сопрано Юлия Шаварина пока, скорее, авансом дала понять, что может вырасти в роскошную меццовую диву в главном хите — арии Далилы Mon сoeur и арии принцессы Буйонской из «Адрианы Лекуврер». Ее жестковатому и резковатому голосу пока не хватало естества голосоведения, легато и мягкости. Единственный тенор Сергей Поляков в ариозо Канио из «Паяцев» Леонкавалло и ариозо Германа «Прости, небесное созданье» Чайковского немного погрел душу лучами своей славы. Баритон с теноровой начинкой Константин Бржинский интонационно ярко разыграл пролог Тонио из «Паяцев» и арию Ирода Vision fugitive из «Иродиады» Массне.
А меццо-сопрано Юлия Вакула и сопрано Альбина Латипова и вовсе поразили воображение раритетом — дуэтом Танкреда и Аменаиды Lasciami, non t’ascolto из «Танкреда» Россини, изумив колоратурной техникой и тонким чувством стиля этого композитора. Юлия Вакула, которую включает в свои концерты и Теодор Курентзис за ее вокальный потенциал и мощную артистическую интуицию, исполнила еще и виртуозную арию Изабеллы из «Итальянки в Алжире» Россини, а Альбина пленила сердце и разум меломана своим зрелым вокально-драматическим искусством и техникой бельканто в каватине Эльвиры из оперы «Эрнани» Верди. Ну а бас Алексей Тихомиров и баритон Эльчин Азизов выступили в концерте двумя колоссами, которым Галина Павловна Вишневская доверила держать хрупкий и во многом уязвимый мир большой оперы.
Читайте также:
Хранить традиции, смотреть в будущее. В Петербурге проходит фестиваль памяти Ирины Богачёвой
Как завершился XIX Открытый конкурс композиторов имени Андрея Петрова