Канал "Историческое оружиеведение" продолжает цикл публикаций об истории создания русской трехлинейной винтовки обр. 1891 года. И сегодня поговорим о том, как разрабатывался ствол для этой системы (ссылка на другие статьи цикл будет в конце).
"Не уступать французской винтовке в баллистическом отношении"
Винтовку Лебеля Комиссия получила в январе 1889 года - вместе с пулями и гильзами, но без целых патронов и одного из самых главных элементов нового французского огнестрельного "чуда" уменьшенного (до 8 мм или 3,15 линии) калибра - французского бездымного пороха, который на тот момент был засекречен (порох т.н. "марки Б" был изобретен инженером Вьелем).
Кроме того, имевшиеся в распоряжении Комиссии гильзы и пули тоже заметно отличались друг от друга - внутренним объемом и диаметром соответственно.
Тем не менее, осмотрев оружие, российские специалисты пришли к выводу, что форма ствола французской винтовки, как отвечающая требованиям прочности и легкости, заслуживает подражания.
Параллельно было испытаны несколько винтовок калибром 8 мм - Роговцева, Маннлихера и Ли, но, поскольку они были спроектированы для стрельбы дымным порохом, обеспечивавшим пуле скорость не более 515 м/с, было принято решение о нецелесообразности дальнейшей работы с этими системами, если во Франции уже есть винтовка, специально спроектированная под новый порох.
Отсутствие пороха не давало Комиссии провести сравнительные испытания винтовки Лебеля, однако 20 мая 1889 года Комиссия приняла решение о разработке однозарядной винтовки уменьшенного калибра, которая не должна была уступать французской винтовке в баллистическом отношении.
"Стволом, выработанным комиссией Чагина"
14 июня 1889 года Охтенский завод начал снабжать комиссию бездымным порохом, который стал применяться при испытании винтовки Лебеля и однозарядной винтовки кал. 3,15 линии, разработанной Комиссией и имевшей ствол, патронник и затвор лебелевского типа.
Ствол описывался следующим образом:
"В стволе Лебеля 4 нареза, глубиной 0,6 точк (1 точка - 0,254 мм - ИО). и шириной вдвое шире полей, они делают один оборот на 9,45 д. Как глубина, так и ход нарезов равномерные, а форма их почти прямоугольная. Стенки ствола значительно утолщены вокруг патронника, при чем это утолщение соединено скатом с остальной частью ствола. На наружной поверхности последнего находятся: стойка для примыкания штыка-стилета; мушка, припаянная оловом к основанию, с закругленной вершиной; основание составляет одно целое со стволом. Мушка поставлена на 0,2 точки левее вертикальной плоскости, проходящей через ось ствола, так как нарезы делают оборот справа на лево".
Однако, копируя ствол французской винтовки, Комиссия решила внести в его конструкцию некоторые изменения: во-первых, нарезы стали правосторонними, а, во-вторых, мушка была установлена бердановского образца.
Первое объяснялось тем, что, согласно уставам, русский солдат должен был вести стрельбу с примкнутым штыком, который обуславливал некоторое отклонение пули влево, что с соответствующими нарезами усиливало деривацию, второе - тем что русский солдат привык к треугольной мушке.
Стрельба из французской винтовки и трех российских однозарядных, сделанных по французскому образцу, дала результаты, которые были лучше результатов стрельбы из винтовки кал. 4,2 линии по меткости и настильности и совпадали с сведениями о точности и настильности винтовки Лебеля, полученными из-за границы.
Однако, Комиссия не удовлетворилась этими результатами и разработала винтовку кал. 3 линии. Решение было принято по двум основаниям: во-первых, уменьшенный патрон даст меньшее давление на затвор - опыты показали, что у винтовки Лебеля затвор "страдает весьма серьезно" уже после 200 выстрелов, во-вторых, уменьшенный патрон будет меньше весить и позволит увеличить носимый боезапас (108 3-линейных патронов вместо 100 лебелевских, и 133 3-линейных патрона вместо 100 бердановских).
Первая 3-линейная однозарядная винтовка была готова в октябре 1889 года, однако, охтенский порох не смог обеспечить однообразные результаты в стволе уменьшенного калибра, и испытания были начаты только в декабре, после получения необходимого количества бездымного пороха из Бельгии - с Веттеренского королевского порохового завода.
В январе 1890 года однозарядная винтовка была представлена Комиссией Чагина в ГАУ, при этом
"Ствол, имея сравнительно с Лебелевским одинаковую глубину, число, длину хода и форму нарезов, а также наружный вид, отличался от Лебелевского направлением нарезов, толщиной стен, увеличенной на 0,5 точки, нарезного пенька, устройством мушки и прицела".
Таким образом, к началу 1890 года в распоряжении Комиссии имелся ствол 3-линейного калибра и патрон к нему.
3 марта 1890 года было решено передать образцы стволов Нагану для изготовления винтовки, а 7 марта в Комиссию был приглашен сам Наган
"для выяснения предварительных условий на изготовление 300 ружей 3-х лин. калибра со стволами нашего образца и с магазинами его системы".
Как указано в документах Комиссии,
"8-го Августа 1890 года был представлен образец ружья с 3-х лин. стволом, выработанным Комиссией Ген.-Лейт. Чагина и изготовленным в бывшем инструментальном Отделе Патронного Завода",
а
"29-го Сентября 1890 года Наган привез четыре ружья под №№ 195, 196, 197 и 198, стволы которых 3-х лин. калибра были изготовлены Наганом по образцу, выработанному Комиссией Ген.-Лейт. Чагина".
Капитан Мосин получил образцы стволов несколько раньше, но с той же задачей - представить 300 винтовок.
Предполагалось, что эти винтовки будут использоваться в испытаниях, которые должны были поставить точку в вопросе выбора новой винтовки для русской армии.
Небольшой комментарий от "Исторического оружиеведения"
Поскольку ствол к будущей "трехлинейке" разрабатывался Комиссией по испытанию магазинных ружей под председательством генерал-лейтенанта Чагина, постольку эта комиссия и фигурировала в известной резолюции Военного министра Вановского, описывавшей новую винтовку:
"В изготовляемом новом образце имеются части, предложенные полковником Роговцевым, комиссией генерал-лейтенанта Чагина, капитаном Мосиным и оружейником Наганом, так что целесообразно дать выработанному образцу наименование: русская 3-лин. винтовка образца 1891 года".
В Тульском музее оружия хранится одна из винтовок Нагана со стволом "русского" образца. На казенной части ствола выбито: ELG и пятиконечная звезда в овале (контрольное клеймо испытательной станции в городе Льеж, Бельгия). Заводской номер 423.
Любителям покритиковать все русское вообще и русских оружейников в частности открою страшную тайну: французский ствол был позаимствован немцами при создании своей "комиссионной" винтовки обр. 1888 года из-за хорошей кучности.
Цикл статей об истории разработки русской трехлинейной винтовки обр. 1891 года будет продолжен.
Не пропустите!
Как выбирали магазин к винтовке Мосина можно прочитать здесь.
Подписка, лайк и репост помогут развитию канала. Спасибо!