Законы ювелирной композиции не отличаются от универсальных законов композиции в искусстве. При проектировании ювелирного изделия используют известные художественные средства: линия, пятно, силуэт, пропорция, симметрия/асимметрия, композиционный акцент, равновесие, цвет, фактура и так далее.
При создании ювелирной композиции необходимо понимать, что мы можем использовать в качестве «инструментов». Ими выступают элементы композиции, материалы, которые составляют рисунок, и объем изделия. Обычно это ювелирные вставки и металлические детали, имеющие разные функции и объем.
Начинающие художники-ювелиры не всегда уделяют достаточное внимание сомасштабности деталей, их взаимному расположению, эргономике и удобству креплений. Часто используют подручные материалы и собирают из них случайные композиции. Однако, понимая важность ключевых законов проектирования, можно быстро и без больших временных затрат повысить качество художественного продукта простыми и доступными средствами.
Силуэт. На примере 1 можем рассмотреть оригинал и копию гребня. Вспомогательный ромб ограничивает композиционное пространство, помогая увидеть, как четко читается силуэт в оригинальном изделии. Декоративная часть при всем своем не маленьком объеме занимает чуть больше половины пространства. При этом она оставляет достаточно места для функциональной детали, которая за счет более массивной и яркой полированной поверхности уравновешивает композицию. Небольшое, на первый взгляд, отклонение в размерах и расположении деталей в копии зрительно вытягивает декоративную верхушку, а удаленные от линии основы зубья переносят центр тяжести изделия при носке ниже, что вызывает сомнения в удобности фиксации гребня на волосах.
В примере 2 предложен вариант небольшого изменения деталей броши для равновесия композиции и лучшей читаемости формы. Левая фигурка слегка увеличена и развернута. Этим подчеркивается асимметричность завитков хвостиков коньков. Линия вставок не сбита с центральной оси, но немного изогнута для заполнения промежутка между фигурками. Крылышко у правого конька чуть увеличено и приподнимается, создавая дополнительную линию, не повторяющую контур спинки конька. Общий силуэт броши почти не меняется, но становится более цельным, равновесным.
Динамические линии, равновесие. В работах мастеров часто неуловимо присутствует равновесие, достигаемое взаимодействием динамических линий. Движения внутри композиции изделий, направленные в разные стороны выстраивают тонко балансирующую систему взаимодействия.
На примере 3 слева (оригинал) облако и ласточка двигаются в одну сторону, а ветви с яркими ягодами вставок направлены в противоположном направлении. Активность каждого из движений накладывается на почти симметричную форму силуэтной рамки, а пространства «воздуха» и массивное кольцо стабилизирует равновесие.
В изделии на фото в середине (реплика) баланс утрачен из-за потери динамического встречного движения, ветви и «ягоды» вставок направлены в ту же сторону, что и птица с облаком. Это зрительно утяжеляет правую часть изделия, и создает впечатление искажения, как бы поворота основной силуэтной рамки подвески.
На фото справа показан вариант зрительного выравнивания силуэта изделия за счет разворота облака и изменения «воздушных» пространств, окружающих птицу. Конечно, активность движения утеряна в отличие от оригинала, но общий силуэт уравновешен.
Пропорциональность. Пример 4 является иллюстрацией того, как смена пропорциональных отношений элементов композиции смещает акценты внимания зрителя.
На рисунке слева зрительно более активна деталь из металла: острые линии, крупные пропиленные отверстия бросаются в глаза, а аметистовые вставки лишь слегка дополняют композицию. Справа предложен вариант изменения пропорции: вставки увеличены, нижняя на 12%, боковые на 10%.
Такое небольшое увеличение вставок и уменьшение активности соединительных колец дает возможность активизировать роль этих деталей в композиции изделия. Взгляд зрителя уже направлен более на цветные вставки, а острота и агрессивность рисунка лепестков смягчается и перестает доминировать. Более симметричное расположение боковых вставок выравнивает силуэт подвески.
Подобные простые примеры и будут разбираться на курсе проектирования ювелирных изделий при разборе эскизов.
Создание коллекции
Большое внимание на курсе будет уделено разработке коллекций украшений. Принципы формирования коллекции, способы размышлений, сходство изделий по какому-либо признаку, использование свойств материалов и технологий, которые позволят создать уникальный авторский язык художника – эти вопросы будут разбираться на конкретных примерах. Именно выполнение таких заданий и развивает навыки проектной деятельности.
На примере 5, ювелирной коллекции Виктории Антоновой «Мысль безгранична» можно увидеть, как изменяются размер, форма, взаиморасположение и взаимодействие элементов композиции в изделиях коллекции.
Геометрическая форма, имеющая цвет и олицетворяющая суть идеи (мысль), переплетается с путаницей суетливых, поверхностных явлений. Такова общая задумка коллекции, а изменение пропорций и со-действие деталей дает огромную вариативность композиционных решений.