Найти в Дзене
Сергей Степанов

ПСИХОЛОГИЯ МАСС и другое (часть 4):

Из брошюры “ЛАБОРАТОРИЯ ДУХА”, митрополита Анастасия (Грибановского) ЖЕСТОКОСТЬ: “”Слушайте, безжалостные и жестокие, - говорит Златоуст, - вы жестоки не для других, а для самих себя. Когда ты питаешь злобу, то питаешь её к самому себе, а не к другому.” Разве не таково состояние духов злобы, всегда находящихся во вражде и ненависти к добру, и всех, кто только подражает им, питаясь ядом собственного отравленного злобою сердца. Когда злоба овладевает нашей душою, мы ясно ощущаем демоническую природу этого чувства. Как отравленная игла, оно постепенно вонзается в нашу душу, разжигая её губительным пламенем. ЗЛО: Зло по своей сущности настолько отвратительно для нас, что оно не смеет приблизиться к нам в своём собственном обличии, без всякого прикрытия. Сатана нередко принимает поэтому образ “ангела светла”. Все искушения основаны на подделках, на обмане наших внешних или внутренних чувств. Всякий соблазн стремится к тому, чтобы подменить истину - подкрашенным заблуждением, подлинный све

Из брошюры “ЛАБОРАТОРИЯ ДУХА”, митрополита Анастасия (Грибановского)

ЖЕСТОКОСТЬ: “”Слушайте, безжалостные и жестокие, - говорит Златоуст, - вы жестоки не для других, а для самих себя. Когда ты питаешь злобу, то питаешь её к самому себе, а не к другому.”

Разве не таково состояние духов злобы, всегда находящихся во вражде и ненависти к добру, и всех, кто только подражает им, питаясь ядом собственного отравленного злобою сердца. Когда злоба овладевает нашей душою, мы ясно ощущаем демоническую природу этого чувства. Как отравленная игла, оно постепенно вонзается в нашу душу, разжигая её губительным пламенем.

ЗЛО: Зло по своей сущности настолько отвратительно для нас, что оно не смеет приблизиться к нам в своём собственном обличии, без всякого прикрытия. Сатана нередко принимает поэтому образ “ангела светла”. Все искушения основаны на подделках, на обмане наших внешних или внутренних чувств. Всякий соблазн стремится к тому, чтобы подменить истину - подкрашенным заблуждением, подлинный свет - блуждающими огнями, порок и страсть представить если не под видом добродетели, то по крайней мере в ореоле свободы и с привкусом временной сладости греха.

СОМНЕНИЕ: Почему состояние сомнения столь тягостно для нас? Потому, что это есть не просто болезнь, а как бы разложение души, раздирающейся на части. Оно убивает нормальную духовную жизнь, погружает нас во мрак и доводит до отчаяния. Человек может вынести самое тяжкое горе, всевозможные лишения и обиды, но не муку внутреннего раздвоения - эту междоусобную брань, в которой наш дух борется сам с собою и, подобно скорпиону, вонзает в себя самого своё отравленное жало.

ТРАГЕДИЯ НЕВЕРУЮЩИХ: Трагедия неверующих состоит в том, что человек никогда не может убедить себя до конца, что он только животное. Против этого восстаёт его собственная духовная природа. Она говорит ему, что отвергать Бога значит подвергать сомнению, по выражению одного писателя, не достоинство Бога, а достоинство самого человека, которое утверждается только на идее Божества. Сгибаясь под бременем мнимой свободы своего разума, религиозный отрицатель невольно ищет потом снова сладкого плена веры. “Утомлённый рационалист, - воскликнул некогда один из них (Тьери), - я чувствую потребность в непогрешимом авторитете; мне для моего измученного духа нужен покой”.

“Боже, - отвечает ему Августин из глубины веков, - Ты создал нас для Себя, и душа наша и мятущееся сердце дотоле томится, не находя себе покоя, пока не успокоится в Тебе”.

ДРУЖБА: Дружба, где бы и в какой бы форме она ни проявлялась, всегда основана на каком-то незримом сродстве душ. В разнообразии окружающих нас людей душа сама отыскивает внутренним чутьём созвучное ей сердце и соединяется с ним нежными таинственными узами. Дружба, как и любовь, не знает преград, образуемых разностью происхождения или общественного положения и может сблизить пастуха с царским сыном, как соединила некогда Давида с Ионафаном (см. Цар.18-20); она всегда носит чистый характер и в этом отношении превосходит любовь, которой не всегда удаётся устоять на такой чисто духовной высоте. По своему внутреннему существу дружба, впрочем, тесно соприкасается с любовью и иногда может сливаться с ней. Истинный друг для нас нередко дороже и надёжнее, чем родственники, с которыми мы связаны только узами плоти и крови. Когда мы хотим подчеркнуть особенную близость с последними, мы обыкновенно говорим: “он мне не только отец или брат, но и друг”.

Верному другу подлинно нет цены: кто нашёл его - нашёл сокровище. Дружба расцветает особенно в юности, когда наша душа как бы расширяется, ища везде симпатии и откликов. Это чувство можно назвать священным, ибо оно внедрено в наше сердце рукою Творца, даже Христос Спаситель, возлюбивший мир, имел Своих избранных друзей на земле в лице святого Иоанна Богослова, праведного Лазаря и ...” (простите, лимит объёма текста закончился)

16.12.2025 г. (продолжение следует)