Найти в Дзене

Про страшную картину

Бывает ли так, что музей - или картинная галерея - питают исключительную нелюбовь к своим экспонатам или картинам? Хотя бы к одной картине? Я знаю две таких картинных галереи, которые очень не любят одну из выставляемых там картин. Например, картинная галерея имени Д. Н. Кардовского в Переславле-Залесском. Они даже эту картину регулярно убирают в запасники. По крайней мере, так было раньше. Возможно, положение изменилось - не знаю. Почему? Да потому что посетители галереи первым делом спрашивают - "где эта картина"? Знаю, что некоторые даже из Москвы приезжали, чтобы на неё взглянуть. А ведь в галерее много других прекрасных работ. Отличное собрание икон. Картины из местных дворянских усадеб. Коллекция живописи двадцатого века. Сотрудники галереи обижались. Картина эта принадлежит кисти К. Б. Венига и называется -"Дедушка спаси". Написана она была в 1902 году. Взгляните! Слепой старик с внуком бредут в метель...куда? Шли-то в соседнюю деревню, за милостыней...да заблудились. И

Бывает ли так, что музей - или картинная галерея - питают исключительную нелюбовь к своим экспонатам или картинам? Хотя бы к одной картине?

Я знаю две таких картинных галереи, которые очень не любят одну из выставляемых там картин.

Например, картинная галерея имени Д. Н. Кардовского в Переславле-Залесском. Они даже эту картину регулярно убирают в запасники. По крайней мере, так было раньше. Возможно, положение изменилось - не знаю.

Почему? Да потому что посетители галереи первым делом спрашивают - "где эта картина"? Знаю, что некоторые даже из Москвы приезжали, чтобы на неё взглянуть.

А ведь в галерее много других прекрасных работ. Отличное собрание икон. Картины из местных дворянских усадеб. Коллекция живописи двадцатого века. Сотрудники галереи обижались.

Картина эта принадлежит кисти К. Б. Венига и называется -"Дедушка спаси". Написана она была в 1902 году. Взгляните!

П. Б. Вениг, "Дедушка спаси". Переславский музей-заповедник. Фото моё
П. Б. Вениг, "Дедушка спаси". Переславский музей-заповедник. Фото моё

Слепой старик с внуком бредут в метель...куда? Шли-то в соседнюю деревню, за милостыней...да заблудились. Их обступила стая волков.

Дальнейшее не вызывает сомнений.

Страшно.

Мальчик в отчаянном ужасе цепляется за деда, наверняка понимая, что слепой старик не в силах спасти ни себя, ни его.

А теперь - про художника, автора картины.

Карл Богданович Вениг (1830, Ревель –1908, Санкт-Петербург) - профессор исторической и портретной живописи (с 1862 года), член Совета Императорской Академии художеств (с 1871 года), профессор-преподаватель Академии (с 1869 года) и профессор первой степени (с 1888 года).

- родился в семье учителя музыки и органиста лютеранской церкви св. Николая в Ревеле (нынешний Таллинн) Готлиба Фридриха Венига;

- мать будущего художника Агата Эмилия Фаберг (Фаберже) приходилась тёткой ювелиру Карлу Фаберже, поскольку была сестрой его отца. Так что наш художник и знаменитый ювелир - двоюродные братья;

- образование получил в Императорской Академии художеств, где с 1844 года по 1853 год был учеником Ф. А. Бруни;

- в семье Венигов было двенадцать детей. Братья художника Богдан и Пётр также окончили живописное отделение Императорской академии художеств;

-пенсионером Академии художеств шесть лет прожил за границей, в частности, в Риме, где изучал итальянскую живопись; женился на итальянке;

-в 1894 году в связи с реформой Академии художеств вышел в отставку. Помимо службы в Академии художеств, некоторое время преподавал рисование в гимназии Карла Мая, участвовал в деятельности Общества выставок художественных произведений (один из членов-учредителей с 1874) и Санкт-Петербургского общества художников;

- участвовал в росписи Храма Христа Спасителя;

-все трое сыновей - Григорий, Павел и Александр - стали художниками;

- дочь  Мария Елагина (1863- 1935) преподавала музыку, как и дочь Ольга. Мария жила в Куйбышеве (Самара). В январе 1935 года была арестована и в феврале приговорена к трём годам ссылки и отправлена в Архангельск. Была реабилитирована в марте 1989 года;

-а могила художника в Санкт-Петербурге не сохранилась.

Интересно, что думали современники художника, глядя на картину. На нас, закалённых фильмами ужасов, она, наверное, так не действует. Но я отчасти понимаю, почему сотрудники галереи эту картину не жалуют, усматривая в повышенном интересе к ней нечто...не совсем здоровое.

А вам что думается?