Танки AMX 50 с башнями T.O.A.120 и T.O.B.120, средние по классификации, но тяжелые по массе
Послевоенное танкостроение порой обретало весьма причудливые формы. В полной мере это касалось того, что творилось в Франции начиная с 1944 года. Поначалу казалось, что французы, вроде бы, учли ошибки прошлого. Но нет, быстро стало понятно, что казалось. Вместо того, чтобы сконцентрироваться на чем-то одном, французы летом 1945 года устроили конкурс, попутно подняв боевую массу перспективного среднего танка до 50 тонн. И это стало только первым шагом в череде событий, которые развивались более 10 лет. При этом только за первые несколько лет задание менялось не раз и не два.
Практически с самого начала фаворитом конкурса на создание нового среднего танка считалась AMX (Ateliers de construction d'Issy-les-Moulineaux). На бывшее танковое производство Renault, национализированное еще в 1936 году, возлагались большие надежды. Там же шла и основная работа по танку, остальные производители находились скорее в кильватере. По ходу разработки танк, который изначально именовался как AMX M4, не раз менялся, а позже индекс сменился на Char Moyen de 50 tonnes AMX, которое позже трансформировалось в AMX 50. При этом метаморфозы продолжались, а боевая масса была готова перешагнуть (и перешагнула) за отметку в 55 тонн.
С весны 1950 года AMX прорабатывала концепцию танка M4 с переработанной носовой частью, а также с новой "облегченной" башней (Tourelle Classique). В ходе исследований были проработаны различные варианты танка боевой массой от 50,5 до 70 тонн. От идеи постройки подобной машины отказались, но в сентябре 1950 года был представлен еще один проект. От исходной идеи осталась только башня Tourelle Classique de 120, в которую инженеры предложили установить 120-мм пушку.
Данное орудие имело американское происхождение. В основе лежала 120-мм танковая пушка T53, которая, в свою очередь, базировалась на баллистике зенитной системы M1. Американцы поставили данное орудие в опытный тяжелый танк Heavy Tank T34. Как выяснилось, данная система, имевшая раздельное заряжание, оказалась оптимальной для тяжелого танка. Французы впервые использовались орудийную систему с баллистикой американской 120-мм зенитки в конце 1946 года, причем не для танка, а как вооружение САУ. Вплоть до 1950 года данная система создавалась как вооружение самоходной артиллерии, но дальше появился танк.
Уже на первых эскизных набросках заметно, что орудие отличается от 120-мм пушки для самоходных установок. В отличие от самоходной версии с составным стволом, танковая пушка, как и T53, имела ствол-моноблок. Моноблочный ствол, впрочем, ввели далеко не сразу, на первых машинах он так и оставался составным. Новую башню предполагалось установить на штатный корпус AMX M4. Правда, в ходе проектирования выяснилось, что для более удачного расположения "облегченной" башни желательно сделать подбашенный лист более широким.
Проект "облегченной" башни для AMX M4 забросили, но ненадолго. Вновь к нему вернулись в июне 1951 года. Стоит отметить, что как раз в это время проходил испытания второй прототип AMX 50, который как раз получил корпус с увеличенной до 340 мм шириной. Взвесив все за и против, от "облеченной" башни все же отказались, но отнюдь не от идеи установки 120-мм пушки. Работы пошли по пути создания на базе "качающейся" башни новой, более крупной конструкции, рассчитанной на установку 120-мм пушки. Разрабатывала башню, как и ранее, FAMH.
Первый эскизный проект башни, получившей обозначение T.O.A.120, FAMH, представила спустя год, в июне 1952 года. В качестве основы при проектировании была взята башня второго опытного образца AMX 50, которую немного увеличили. Полная высота башни составляла 1685 мм (для сравнения, у исходной башни высота составляла 1260 мм), кормовая ниша стала длиннее более чем на 600 мм, а общая ширина достигла 2840 мм (2484 мм у исходной башни). Диаметр подбашенного погона в свету составил 2320 мм, а масса 20260 кг.
Простой подсчет показывал, что даже с сохранением текущих весовых характеристик шасси общая масса танка составит не менее 58-59 тонн. Не меньше впечатляла высота – 3,5 метра, то есть больше, чем Pz.Kpfw.Maus. И при всем этом танк продолжали именовать средним! Впрочем, надо иметь в виду одну простую истину. T.O.A.120, как и другие башни, которые разрабатывала в то время FAMH, не являлась эксклюзивом для AMX 50. SOMUA SM, а также Lorraine 40 t также прописывались в качестве шасси для данной башни. Так что ровно те же проблемы с массой ждали и их.
Первый опытный образец танка AMX 50 со 120-мм орудием и башней T.O.A. 120 был изготовлен в 1953 году. Корпус машины повторял версию танка со 100-мм пушкой, то же касалось и остальных агрегатов. Боевая масса танка составила 59,2 тонны. Тут еще раз стоит напомнить, что машина всё еще числилась как Char Moyen, то есть как средний танк. Боекомплект составил 50 унитарных патронов, из них 18 находилось внутри башни. В механизированной укладке револьверного типа находилось 6 унитаров.
Весьма существенно усилилось не только основное вооружение танка. Башня T.O.A. 120 получила также новую командирскую башенку, а также новую зенитную турель. Если ранее AMX 50 получал спарку пулеметов MAC Mle.1931, то теперь огонь велся из 20-мм автоматической пушки MG 151/20, имевшей немецкое происхождение. Установили ее в турели SAMM de 20 mm Type S 36 Z. Турель обеспечивала как хорошие углы возвышения, так и хорошие углы склонения. То есть вести огонь можно было и по земле. Плюсом было и то, что створка люка прикрывала стрелку спину.
Первые же испытания AMX 50 с башней T.O.A. 120 показали, что рост боевой массы не прошел для танка без последствий. Начались проблемы с двигателем, который явно не был рассчитан на подобные нагрузки. Что еще хуже, стали появляться проблемы с механизмом заряжания. Кроме того, само по себе шасси танка выглядело явно не соответствующим реалиям. Дело в том, что отделение управления всё еще было двухместным, при том, что помощник механика-водителя скорее выступал в роли балласта. Одним словом, назрела логичная мысль оставить механика-водителя в корпусе одного.
В декабре 1953 года была выдана спецификация на «пониженный» танк (AMX 50 Surbaissé), оснащавшийся также измененной башней, проходивший по спецификации T.O.B.120. Согласно ей, боевая масса должна была снизиться до 57800 кг, а общая высота до 3350 мм. Кроме того, явно перегруженный двигатель Maybach 295 было принято дефорсировать сначала до 900, а затем и до 850 лошадиных сил. Даже с такой мощностью скорость должна была остаться на уровне 50 км/ч. Кроме того, было решено пересмотреть бронирование. От вертикального листа толщиной 90 мм отказались, предложив вместо него литую деталь. Толщина стенок варьировалась в районе 60 мм, но за счет очень больших углов наклона броня получалась эквивалентной 200 мм брони под прямым углом. Одновременно отказались и от помощника механика-водителя.
Впрочем, AMX 50 Surbaissé, он же Char 50t B, появился позже. Зато в 1955 году на испытания вышел другой танк - AMX 50 Surblindé (AMX 50 добронированный). Недолго думая, конструкторы AMX извлекли из нафталина серию проектов 1950 года и практически без изменений взяли оттуда корпус. Идея оставить механика-водителя в одиночестве была реализована в металле, другой вопрос, как. Дело в том, что боевая масса AMX 50 Surblindé оказалась выше, чем у AMX 50 с башней T.O.A. 120. Она преодолела отметку в 60 тонн, при этом официально танк оставался средним.
Носовая часть "шевронного" типа придавала корпусу AMX 50 Surblindé некоторое сходство с ИС-3. Пониженным корпусом тут даже и не пахло, общая высота машины выросла еще на 10 см, уже вполне уверенно превзойдя Pz.Kpfw.Maus. Вместо башни T.O.B.120 на это шасси взгромоздили чуть измененную башню T.O.A.120. В ходе испытаний AMX 50 Surblindé проблемы, обнаруженные на первом AMX 50 со 120-мм пушкой, только усугубились. Неудивительно, что работы по этой машине достаточно быстро затихли.
Следует отметить, что весной 1954 года FAMH вела проектные работы по башне, получившей обозначение T.C.B. 120 (Tourelle Classique). В отличие от T.O.A.120, механизированной укладки в этой башне не предусматривалось. Зато она полечилась заметно легче: масса T.C.B. 120 составляла 18500 кг, в то время как T.O.B.120 имела массу 20260 кг. Внутри помещалось 22 выстрела к 120-мм орудию, также башня получалась ниже, а еще она получала стереоскопический дальномер. Плюс T.C.B.120 имела более высокий уровень защиты, и у нее не имелось риска заклинивания вражеским снарядом.
Ставить ее предполагалось T.C.B. 120 на AMX 50 Surbaissé, но на самом деле только этим шасси дело не ограничивалось. Как и ранее, FAMH предполагала установку "классической" башни на несколько шасси, включая Lorriane 40t и SOMUA SM. Другое дело, что постепенно число шасси стало уменьшаться, поскольку сильно затянувшуюся программу по созданию нового среднего танка стали сокращать. В итоге T.C.B. 120 разделила судьбу Tourelle Classique de 120, так и оставшись проектным образцом.
Список источников:
Материалы CAAPC (Centre des archives de l'Armement et du personnel civil)
US NARA
Другие материалы по французским послевоенным средним и тяжелым танкам:
История ARL 44, первого послевоенного французского серийного танка
История Char AMX 45 и исходного варианта AMX M4, первых наработках по будущему AMX 50
История французского проектного среднего танка Char Moyen de 50t FCM
Французский средний танк AMX M4 в 1946-48 годах
История французского среднего танка AMX M4, позже переименованного в AMX 50