▶️ Театральная компания Туманных перспектив рассказывает, как из колыбельной песни, авторской монопьесы и личных историй актеров родился волшебный спектакль грез о детстве, доброте и дружбе – "Когда приходит Волчок".
"Отправной точкой была монопьеса Дмитрия Войдака, которую мы кардинально переработали. Тогда родилась идея, что будут играть два брата, которые вспоминают. У них сложные отношения, как всегда это бывает – один старший, другой младший. И мы нашли актеров, которые похожи. Это большие мальчики. <>. Это и обо мне, и о ребятах. Там истории из нашей жизни. Поэтому спектакль получился личный, о себе. И поэтому мы его любим. У зрителей, наверное, свои ассоциации возникают. Надеюсь, он бередит, будит, возбуждает память", – сказал режиссер, актер, заслуженный артист Республики Башкортостан Юрий Заяц в программе "Переплет" на "Радио России-Башкортостан" в субботу, 6 декабря 2025 г.
О фундаментальном
Шамиль Харрасов, директор Театральной компании Туманных перспектив, главный волшебник по свету, звуку и превращениям:
"Компания родилась с желанием сделать театр, где ты смог бы работать на совесть и делать такое творчество, которое в твоем вкусе, которое тебе нравится. Вот это желание нас объединило. <…>. Когда сейчас вспоминаешь о таких вещах, ощущениях, которые были в детстве, и в принципе о фундаментальном добре, которое ты переживал, о той любви, в которой ты "мариновался" в семье, это, конечно, погружает тебя в очень доброе чувство. И этим чувством хочется делиться. Поскольку это про тебя, ты выходишь, вспоминаешь все это, и хочется этим делиться с детьми. Ценность детства ты только во взрослом возрасте начинаешь понимать и хочется сказать детям об этом".
Виталий Чечкин, актер, исполнитель роли мальчика Димы:
"И наша задача сейчас – прожить этот момент, потому что, будучи ребенком, ты все это осознать не можешь. И уже когда ты вырос, когда ты можешь отрефлексировать все это, как мы любим, пытаться перенести вот это вот чувство (на сцену). <…>. Большая часть спектакля сложена из наших историй. И при постановке мы вкладывали свои внутренние переживания, идеи, потому что именно это и создает лирическую нотку о себе, о воспоминаниях, прожитом детстве".
О колыбельной
Шамиль Харрасов:
"Когда ты маленький, ты не слушаешь текст, не слушаешь, что там какой-то ракитовый кусток, ты слушаешь ощущения, которые у тебя возникают, когда мама нежным голосом поет тебе перед сном, и ты чувствуешь себя в абсолютной безопасности, в тепле, и в этом ощущении растворяешься".
Юрий Заяц:
"По-моему, эта песня обволакивает любовью. Но страхи в нас вливают адреналин. И в ребенка тоже. Это прекрасно – мы же все страшилки любили".
О психотерапевтическом
"В детском театре без этого нельзя. Нельзя и без дидактической, глубоко спрятанной ноты, пласта, потому что ребенка надо воспитывать, надо внушать ему добрые мысли, не назидать ни в коем случае, а незаметно. Но в основе всегда лежит стремление дать ребенку верное направление. И родителям тоже, потому что сегодня век такой сумасшедший, и педагоги точно знают, как мало нынче родители занимаются детьми, как мало времени на личное общение – все в интернетах".
О туманном и отчетливом
Юрий Заяц:
"Это не альтернатива какому-то другому театру, просто у нас есть свои представления о театре и самое главное – о том человеческом начале, которое лежит в основе. Мы очень дружны. Я благодарен судьбе, что в моем почтенном возрасте я столкнулся с людьми, которые очень искренни, очень добры, очень человечны и настоящие перфекционисты в своем деле.И хотелось, чтобы человеческое, личностное, лирическое переходило в спектакль, чтобы спектакль был не просто занимательными картинками для ребенка, а был многоуровневым, чтобы он захватывал и вторую часть зрительного зала, которая приводит ребенка в театр – взрослых.
И уровень взрослый, то есть глубокий, размышленческий, рефлективный пласт обязательно всегда у нас присутствует. Мы работаем о себе, для себя, и для взрослых, и для детей. И тогда после спектакля есть о чем поговорить, потому что затронуты мысли и чувства и взрослых, и детей. И они могут обменяться впечатлениями, поспорить, даже подискутировать".
О перспективах
Юрий Заяц:
"Театральная компания задумывалась не как театр, где есть труппа, пусть даже приходящих людей, а где каждый может выбрать свой проект и его реализовать на этой площадке.Мы ждем предложений от людей, которые заинтересовались нашей площадкой, нашим проектом и хотят войти со своей идеей, со своей группой.
И еще мы хотим поставить спектакль. Тот, кто пришел к нам один раз, кому понравилось, должен иметь возможность прийти к нам еще, а повод – новый спектакль про Принцессу и Дракона, про любовь. Вот Виталик у нас там будет играть роль влюбленного повара. Ну, как повар может любить принцессу? Безответно, естественно. Это грустная история, и опять же с уровнями взрослого и детского восприятия этой темы. И есть еще одна задумка – моноспектакль по "Станционному смотрителю" Пушкина".
Также в интервью:
– "Придумывали это, как бред, а оказалось, что имеет много смыслов", – о названии компании;
– "Мы все очень амбициозные, но очень рефлексирующие", – еще о туманном и перспективном;
– "Со стороны-то оно видней", – о том, как друзья из Alter ego назначили день рождения Театральной компании туманных перспектив;
– "А по кочану!" – о веселом подарке на день рождения Юрия Васильевича;
– "Она здорово поймала нашу мысль поговорить о детских страхах", – о работе художника Натальи Кандаловой в спектакле "Когда приходит Волчок";
– "Он такой крафтовый, неофактуренный, винтажный", – о рукотворном мальчике Диме;
– "Здесь он улыбается, а здесь ему страшно", – о том, как передать эмоции кукольного героя;
– "Мы все вместе засучили рукава", – о том, как своими руками построили в Доме актера малую сцену;
– "Чтобы создалась магия мира грез", – о том, чего не видит зритель;
– "И мы все добрые, пока репетировать не начнем", – о больших мальчиках;
– "Зимний лес – это сказка", – о том, как в детстве Юрий Васильевич ходил в школу за несколько километров через лес и полюбил одиночество;
– "Это одна из самых любимых историй", – о внуке, который нечаянно расстроил бабушку;
– "Театром надо жить, в театре надо жить", – о том, что Театральная компания туманных перспектив не имеет цели воспитать из маленьких зрителей будущих актеров;
– "Это был первый спектакль нашей группы", – о спектакле, в котором герой ничего не делает, но "парадоксальным образом всегда оказывается принцем";
– "На каждом спектакле я боюсь в голос рассмеяться", – о том, как и чьим голосом в спектакле "Про Ивана-дурака" разговаривает Баба-яга;
– "В начале следующего года", – о том, когда можно будет увидеть спектакль-клоунаду "Про Ивана-дурака";
– "Началось с театрального училища", – о том, что Юрий Васильевич Заяц – Дед Мороз со стажем и настоящей бородой;
– "Я до сих пор помню эти глаза", – о ребенке, который случайно встретился на улице с Дедом Морозом;
– "Это уже взрослый спектакль", – о постпанк-клоунаде El Tramonatana;
– "Мне, актеру с большим профессиональным опытом, приходится дотягиваться до ребят, до их искренности, энергетической емкости, тонкости", – о спектакле театра-студии Alter ego "Ветер рассказывает историю о Вальдемаре Доо и его дочерях", где Юрий Заяц играет заглавную роль;
– "Несмотря на юный возраст они работают как профессионалы и вызывают восхищение", – еще о студийцах Alter ego;
– "Семейный, человечный, волшебный", – о Новогоднем;
– "Это незаменимо", – о литературе и любви к чтению.
▶️ Смотрите видео
--------------------------
Поделитесь Вашим мнением о событиях, происходящих в Уфе и Башкирии! Присоединяйтесь к нашему каналу Башкортостан 24 в Дзене!
Мы предлагаем Вам актуальные новостные сюжеты, а также свежие выпуски передач производимые холдингом ГТРК «Башкортостан».