В Северной столице утвердили новую редакцию Стратегии социально-экономического развития города на период до 2035 года. Программный документ определяет целевые показатели экономического и социального развития региона, над достижением которых должны работать власти города.
Стратегия имеет не рекомендательный, а обязательный характер, поскольку принимается как закон Санкт-Петербурга. Принятая в первоначальном виде в 2018 году, она была рассчитана на 17 лет, разбитых на четыре этапа. Уходящий 2025-й был первым годом третьего этапа - фактически середина пути. Работа по актуализации программы шла больше года, с учетом существенных изменений, произошедших в городе, стране и мире, и необходимостью переосмыслить роль Санкт-Петербурга в новой ситуации. Местные перспективы необходимо было сочетать со стратегией развития страны.
Из-за антироссийских санкций и разрыва прежних приграничных связей потенциал развития за счет контактов с западным миром оказался практически утрачен. Но "экспортная" часть городской экономики сумела переориентироваться на восток и юг, найти спрос внутри страны и в дружественных странах, чтобы компенсировать потери от санкций. В последние годы рост промышленного производства в Петербурге опережает среднероссийские темпы. Объем валового регионального продукта (ВРП) за шесть лет увеличился вдвое, как и доходы бюджета. Город продолжил привлекать частные инвестиции, в том числе из-за рубежа. Это позволило Петербургу еще несколько лет назад выйти на триллионный объем бюджета, а в ближайшие три года размер доходов городской казны перевалит за полтора триллиона.
Новые бюджетные возможности дали возможность пересмотреть в сторону улучшения социальные цели Стратегии-2035, синхронизировать ее с городской программой "10 приоритетов развития Санкт-Петербурга до 2030 года". В новой редакции документа сформированы четыре направления социально-экономической политики Санкт-Петербурга, а также десять главных приоритетов этой политики, такие как развитие метрополитена и другого общественного транспорта, забота о детях и пожилых людях, сохранение исторического наследия, поддержка науки, здравоохранения и культуры. Например, планируется отреставрировать 255 объектов культурного наследия, среди которых Апраксин двор и Конюшенное ведомство, форты Кронштадта. Также намечено создание Музея археологии в Петропавловской крепости.
Читайте "Российскую газету" в Max - подписаться
Приоритетом также названа реализация "Мегапроектов XXI века". Среди них снова значится строительство нового зоопарка. Этот социально значимый проект, о котором говорится уже несколько десятилетий, может быть наконец реализован с использованием механизма государственно-частного партнерства. Он уже доказал свою эффективность: именно с помощью ГЧП в Петербурге построены ЗСД, линия трамвая "Чижик", строятся Широтная магистраль и трамвайная линия "Славянка".
Ранее в Смольном сообщали о том, что городские власти ведут подбор места для размещения нового зоопарка, удобного как для животных, так и для посетителей, которые смогут добраться туда как на общественном транспорте, так и на личных автомобилях. Напомним, в числе наиболее удобных мест для зоопарка назывался Приморский район в части, примыкающей к Юнтоловскому заказнику. Но только после того, как туда дотянется линия метро.
Главная проблема, решение которой городу предстоит найти в ближайшие десять лет, — демографическая
Впрочем, проблема зоопарка для города явно не главная. Политолог Юрий Светов напоминает, что город до сих пор остается "столицей коммуналок", и этот факт - как ложка дегтя в бочке реальных достижений последних лет. По словам эксперта, внутреннее сознание петербуржцев, большинство которых живут в отдельных квартирах, обременено пониманием, что их земляки, соседи, друзья до сих пор проживают в коммуналках, не имеют тех комфортных условий жизни, которые должны быть в XXI веке в современном мегаполисе.
- Город принимает усилия в этом направлении, но возможно, что нужны какие-то экстраординарные меры, может быть, с участием даже федерального центра. Откладывать решение проблемы коммуналок еще на 10-20 лет нельзя. Надо что-то сделать, чтобы мы уже до 2030 года эту проблему перевели в разряд решенных, - говорит Светов.
Также городу явно требуется внешняя помощь для ускорения строительства метрополитена. Но, чтобы ее получать, петербургским чиновникам придется постоянно доказывать федеральному центру, что в Петербурге эти средства способны эффективно использовать, а не растягивать решение проблемы дефицита метро еще на 10-20 лет.
Впрочем, главной проблемой, которую предстоит решить городу в ближайшие десять лет, эксперты единодушно называют демографическую. До 2035 года планируется повысить коэффициент рождаемости с нынешних 1,25 до 1,5 ребенка на одну петербурженку фертильного возраста. Если этого удастся достичь, то через 10 лет численность постоянного населения Санкт-Петербурга увеличится на три процента и составит 5,83 миллиона человек.
Только цифры
В новой редакции Стратегии-2035 названы конкретные цифры, по которым можно будет судить об успешности или пробуксовке ее реализации. Например, ВРП ежегодно должен расти в среднем на 3,7 процента, индекс промышленного производства в высокотехнологичной обрабатывающей промышленности - более чем на 8 процентов в год, а доля инновационной продукции к 2035 году должна составить свыше 19 процентов. Через 10 лет объем инвестиций в основной капитал должен вырасти в 2,6 раза по сравнению с 2024 годом. Среднемесячная зарплата работающего петербуржца в 2035 году должна составить почти 268 тысяч рублей, а ежемесячный денежный доход на душу населения - более 193 тысяч рублей.
Автор: Владислав Краев