Даже странно, что Светлана Дружинина сама решительно поставила крест на своей актерской карьере. Причем на самом взлете - после выхода на экраны кинокомедии «За витриной универмага» и культовых советских картин «Дело было в Пенькове», «Девчата», где она сыграла яркие и запоминающиеся роли. Ушла в режиссуру – профессию, которую ни тогда, ни сейчас не считают женской. И доказала всем, что женщина может быть режиссером, причем очень успешным.
«ПЁТР СУМАРОКОВ, ТЫ МЕНЯ ИЗВИНИ»
Зрители 40+, скорее всего, не помнят её красотку Анфису из «Девчат», зато они выросли на мини-сериале Дружининой «Гардемарины, вперед!» и его продолжении. Потом из «мамы гардемаринов» Светлана Сергеевна стала «королевой дворцовых переворотов», сделав из исторических хроник увлекательный политический детектив. По мнению специалистов, по её сериалу «Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII» можно изучать историю страны, начиная от смерти Петра I и заканчивая правлением императрицы Анны Иоанновны. Каждый раз, снимая очередную серию, Дружинина глубоко погружается в материал: знает все даты и события, изучает архивы... Иногда к ней приходят «тени забытых предков».
- Когда вы работаете с историческим материалом, у вас вольно или невольно существует эта мистическая связь, вы как будто бы слышите этот диалог свыше. Я со своими героями беседую. Говорю: «Анна Иоанновна, не сердись, я же тебя люблю, я о тебе говорю честно, искренне и достойно», - рассказывала мне Светлана Дружинина, когда снимала серию про императрицу Анну Иоанновну, которую блистательно сыграла Инна Чурикова. - Я сказала: «Петр Сумароков, ты меня извини, я тебя омолодила в два раза, тебе теперь 21 год (хотя ему должно было быть уже 42 года), но посмотри, какой ты красавец, просто гардемарин».
При этом, как уже было сказано, в «неженской профессии» Светлана Дружинина остается настоящей женщиной. По случаю своего юбилея она на днях пришла на запись телепередачи на высоченных шпильках (я в два раза её моложе, но на таких каблуках уже давно не хожу - тяжело). Светлана Сергеевна любит яркие наряды, украшения, она всегда «с прической» и свежим маникюром – женщина до кончика ногтей. Актёрская сущность всё-таки никуда не ушла.
Про себя она рассказывает, что всегда была смешлива и очень кокетлива. Такой и остается.
- Знаете, я собираюсь к любому начальству как на первый бал Наташи Ростовой. И всякий раз, входя в кабинет к начальнику, я понимаю, кто передо мной сидит: мужчина или... непонятно кто, - говорила она в интервью.
Кокетство и женское очарование – это её природные черты. Но кое-что, например, своеобразную манеру разговаривать она переняла у своей свекрови - Елизаветы Ивановны Мукасей, советской разведчицы в звании подполковника госбезопасности. Выйдя замуж за оператора Анатолия Мукасея, Светлана Дружинина попала в семью разведчиков-нелегалов. Родители мужа - Елизавета Ивановна и Михаил Исаакович Мукасей больше четверти века работали за границей под кодовым именем Зефир и Эльза...
- Даже муж много раз говорил, что я разговариваю, как его мама, - рассказывала мне Светлана Дружинина. – Елизавета Ивановна была интеллигентная и образованная женщина, которая действительно меня многому научила. Но я никогда не забываю и свою маму (она работала воспитательницей в детском саду, отец был шофером, пропал без вести на войне – Ред.). Чем дольше я живу, тем больше ценю ее. Мама верила в меня и всегда мне помогала. Когда мы с ней вернулись из эвакуации в Москву, нам пришлось скитаться: пока нас не было дома, нашу комнату заняли чужие люди. Я выросла в Марьиной Роще, в шпанистом районе. В нашем дворе жила знаменитая банда «Черная кошка»...
«УБЕРИТЕ ЕЁ КРУПНЫЕ ПЛАНЫ И ЕЁ НОЖКИ»
Анатолий Мукасей в юности мечтал стать разведчиком, как его родители. Но Зефир и Эльза строго сказали сыну: «Никогда! Хватит в нашей семье разведчиков». И он поступил во ВГИК на операторский факультет, где и встретил свою будущую жену Светлану Дружинину, которая училась на артистку. Хотя первоначально грезила балетом – была очень гибкой, тонкой и пластичной. В 1955 году она окончила хореографическое училище Большого театра. Но накануне выпускных экзаменов получила серьезную травму руки и с балетом пришлось расстаться. В качестве «утешительного приза» ей доверили вести выпускной концерт в зале Чайковского. Там её увидел режиссёр Самсон Самсонов, работавший в то время над фильмом «За витриной универмага». Пригласил Дружинину на пробы и утвердил на роль красавицы-продавщицы Сони Божко. После съемок Светлана Дружинина поступила во ВГИК. Училась на одном курсе с Софико Чиаурели и Леонидом Куравлевым, снималась в кино.
- Мне до сих пор помогают мои роли в кино: зрителям интересно посмотреть, как выглядит Лариска из картины «Дело было в Пенькове» или Анфиска из «Девчат», - говорит Светлана Дружинина.
Кстати, с роли Анфисы в фильме режиссера Юрия Чулюкина «Девчата» её хотели снять: «Уберите Дружинину, - говорили редакторы на «Мосфильме». - От такой Анфиски герой Рыбникова никогда не уйдет к неяркой Тосе». Тосю играла Надежда Румянцева. Но Чулюкин категорически отказался убирать Дружинину – «она уже всё сыграла». «Тогда уберите её крупные планы и ножки её тоже уберите…», - придирались редакторы. Режиссёр отстоял актрису.
При этом Светлана Дружинина никогда не сожалела, что ушла из актерской профессии в режиссуру.
- Актерская профессия дала мне популярность, известность, за что я ей очень благодарна. Никогда не ругаю свои роли в кино, как это делают некоторые актеры, хотя именно благодаря этим ролям они состоялись в профессии. Но я не актриса по характеру, по-настоящему никогда не хотела ею быть, - говорит Светлана Дружинина.
Через три года после окончания (1960 год) актерского факультета ВГИКа она вновь поступила в киноинститут – учиться на режиссера.
«ШАЙКА ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ»
Своей лучшей режиссерской работой она считает фильм «Дульсинея Тобосская».
- Это фильм высочайшего класса по всем слагаемым, - говорит мне Светлана Дружинина. – Сложнейший постановочный фильм, там много натурной съемки, без компьютерных ухищрений, как делают сейчас, там потрясающие песни, прекрасные артисты, великолепный голос Елены Камбуровой. Наташа Гундарева (она сыграла Дульсинею) говорила, что это её лучшая роль.
- А как же ваши популярнейшие «Гардемарины, вперед!»?
- Просто «Гардемарины» попала в десятку. Фильм имел большой зрительский успех, принес мне широкую известность, песни стали шлягерами. Создание этой картины совпало с началом перестройки...
Светлана Дружинина снимает сложнопостановочные, костюмные, исторические, батальные фильмы. Это всегда очень дорого. Но она не только режиссер и сценаристка, часто ещё и продюсер своих фильмов. Знает, как тратить и как экономить деньги. И ещё она всегда работает со своей командой.
- Кино - это командная работа. Как я говорю, «шайка единомышленников». Очень не люблю интриги. Те, кто пытался интриговать, тут же вылетали с картины, - говорит Светлана Дружинина. – Киносага «Гардемарины…» - серьезная трюковая картина. Ещё до начала съемок все артисты в течение нескольких месяцев занимались в кавалерийском полку, получили дипломы квалифицированных конников, иначе бы им не разрешили сесть в седло. Со всеми артистами был заключен договор, что они не будут совмещать работу с другими съемками. Те, кто нарушал договор, сразу же вылетали из проекта…. Так вылетел Юра Мороз, потом – Шевельков, потом – Жигунов. Из первого состава гардемаринов до последней части дошел только Дима Харатьян... Режиссер – это тренер, который должен думать за всех, бежать впереди всех, работать и кнутом, и пряником. Иначе не получится.
ПО СНЕГУ БОСИКОМ
Ещё несколько штрихов к портрету Светланы Дружининой. Она ведёт свой Телеграмм-канал, куда выкладывает видеоролики. Из моих любимых, где она ходит босиком по снегу. Это обязательный её зимний ритуал, так Светлана Сергеевна закаляется. В конце и себе, и всем желает: «Будем жить долго и счастливо».
Долго (уже 67 лет) и счастливо она живет со своим мужем кинооператором Анатолием Мукасеем, с которым училась во ВГИКе и там же играла в волейбол, они вместе ездили на соревнования. И сейчас спорт их тоже сближает. Их любимая невестка -двукратная чемпионка мира по волейболу Екатерина Гамова. Как сообщил мне Анатолий Михайлович: по ТВ он смотрит только спортивные каналы. Светлана Сергеевна - всегда рядом. Они вместе и дома, и на работе, и даже в автомобиле. Анатолий Михайлович – за рулем, Светлана Сергеевна – его штурман – следит за навигатором. Казалось бы за столько лет люди должны были устать друг от друга. Но они не устают. Я спросила Анатолия Михайловича, что он больше всего ценит в своей жене? Какая она в повседневной жизни?
- Очень энергичная, любящая, друг настоящий, поэтому у нас семья такая крепкая, - говорит он.
Сейчас Дружинина и Мукасей сделали перерыв в работе. Закончили киноповесть о гардемаринах военной победой, которую одержал Суворов в сражении при Кинбурне в 1787 году: «Гардемарины 1787» - «Война» и «Мир» вышел несколько лет назад. Их фильм оказался актуальным: в районе Кинбурнской косы сейчас тоже идут бои...
У Дружининой и Мукасея есть творческие планы, о чем и рассказал мне Анатолий Михайлович:
- Мы хотим снять фильм о моих родителях разведчиках-нелегалах, много интересного материала уже собрали…
«КП» желает Светлане Дружининой реализовать эти планы, а ещё - жить долго и счастливо.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Комсомолка на MAXималках - читайте наши новости раньше других в канале @truekpru