55 лет назад, в конце 1970 года, в широкий прокат вышел советский шпионский детектив «Судьба резидента».
Этот фильм стал вторым в знаменитом цикле кинолент о разоблачённом резиденте иностранной разведки Михаиле Тульеве, роль которого блистательно исполнил Георгий Жжёнов.
Первый фильм «Ошибка резидента» вышел в 1968 году и имел огромный успех у зрителей. Поэтому вскоре последовало продолжение. А позже, уже в восьмидесятых годах, на экранах страны вышли заключительные картины этого цикла: «Возвращение резидента» и «Конец операции «Резидент». И все фильмы этого шпионского детектива, который длился почти двадцать лет, имели необыкновенный успех у зрителей и сегодня заслуженно входят в Золотой фонд отечественного кино.
Появлением на свет этого увлекательного сюжета мы обязаны руководителю КГБ СССР Юрию Андропову, так как именно по его личному распоряжению были написаны сценарии и сняты эти замечательные фильмы.
Известно, что авторами сюжета были два бывших чекиста, которые в то время уже находились в отставке и занимались литературным творчеством под псевдонимами Олег Шмелёв и Владимир Востоков. И в их судьбе было немало «белых пятен». Что, впрочем, обычное дело для сотрудников спецслужб.
Итак, что известно об авторах сценария? Оба много лет прослужили в контрразведке и оба были уволены досрочно в достаточно молодом возрасте. О биографии Олега Шмелёва (настоящая фамилия Грибанов) известно больше, чем о Владимире Востокове.
Олег Михайлович Грибанов родился в бедной крестьянской семье в 1915 году. Позже попал в детский дом. В 1932 году, то есть в семнадцать лет, стал сотрудником ОГПУ. С 1938 года на оперативной работе. Служил на фронте в военной контрразведке.
В 1951 году полковник МГБ Олег Грибанов стал заместитель начальника 2-го Главного управления (ВГУ) МГБ СССР (c марта 1954 — КГБ). Участвовал в громких делах, в том числе по разоблачению Олега Пеньковского. С 1961 года он - генерал-лейтенант КГБ СССР, разработчик многих операций, которые засекречены и по сей день. В 1964 году в возрасте 49 лет был отправлен в отставку. Отставку связывали с провалом крупной операции, в которой его подчинённый (Юрий Носенко) бежал на Запад и стал предателем.
К самому чекисту претензий не было. Он так и остался до конца жизни почетным работником спецслужб, заслуженным пенсионером и т.д. и т.п. С середины шестидесятых годов занимался литературным творчеством. Его художественные книги о разведчиках и о работе спецслужб говорят о глубоком знании предмета.
А вот о втором авторе романов о Михаиле Тульеве известно гораздо меньше. И информация весьма противоречивая. Поэтому у многих складывалось впечатление, что официальная биография чекиста Владимира Петроченкова - это лишь прикрытие совершенно другой судьбы.
Итак, Владимир Востоков, настоящая фамилия – Петроченков (настоящая ли?) по официальным данным, родился тоже в бедной крестьянской семье в 1915 году. В 1938 году окончил Ростовский педагогический институт и отработал несколько месяцев школьным учителем. С 1939 года он в штате НКВД. Во время войны служил в контрразведке Тихоокеанского флота, был награждён боевыми наградами, окончил войну в звании майора МГБ. До 1958 года служил в КГБ и был уволен в звании полковника в возрасте 43-х лет.
Увольнение «сталинских кадров» из КГБ в период «хрущевской оттепели» было достаточно массовым явлением. Поэтому в те годы многие опытные работники с почётом были отправлены в отставку. С этой точки зрения увольнение из органов Владимира Петроченкова не вызывает вопросов. Позже Петроченков, как и Грибанов, тоже занялся писательством.
Вроде бы достаточно обычная биография для отставника спецслужб. Но есть факты, которые совсем не вяжутся с официальной биографией Владимира Петроченкова. Который был как бы соавтором при написании книг о резиденте Тульеве. Его псевдоним (Востоков) в изданиях всегда стояла на втором месте после фамилии Шмелёва. Хотя знающие люди утверждали, что именно Востоков-Петроченков был автором сюжета, а Шмелёв-Грибанов в основном выполнял функции его помощника и редактора.
По информации сотрудников издательства, с которым лично контактировал Владимир Владимирович Петроченков, он был необыкновенно эрудированным и образованным человеком и обладал редкими знаниями, которые вряд ли можно было получить в советском институте.
Он в совершенстве знал несколько иностранных языков. Один из руководителей издательства, который по образованию был филологом, утверждал, что Петроченков говорил на французском языке, как на родном, с акцентом одной из южных провинций. Хотя в институте до войны он изучал только немецкий язык. Который, кстати, также знал в совершенстве. А ещё он хорошо знал английский. И это при том, что по официальным данным, он заграницей не был.
Те из коллег по литературному творчеству, кому посчастливилось побывать у него дома, (он жил в центре Москвы в большой квартире с женой, сыном и дочкой), рассказывали, что у него в квартире была огромная библиотека редких книг на разных языках, дорогая мебель и носил он модную одежду. Всё это явно не соответствовало его пенсии и авторским гонорарам. А ещё у него дома всегда была бутылка шотландского виски его любимой марки.
Невольно возникает вопрос: откуда у русского мужика, выходца из крестьянской семьи, такие изысканные пристрастия? И откуда такое обеспечение в Советском Союзе тех лет, когда его любимый виски не продавали даже в валютных магазинах «Берёзка»?
И ещё один штрих к портрету Владимира Петроченкова, о котором в своё время рассказал Юлиан Семёнов. Известно, что Семёнов был знаком с Востоковым и консультировался у него по некоторым вопросам во время написания своих романов о Штирлице-Исаеве.
Семёнов рассказывал, что их познакомили в здании КГБ на Лубянке, и один из работников комитета представил Петроченкова как «очень опытного товарища в вопросах разведки и контрразведки». Семёнов в то время был знаком с самим Андроповым и даже пользовался его поддержкой. Но при этом, чтобы зайти в здание на Лубянке, он каждый раз был вынужден заказывать разовый пропуск, что по работе ему приходилось делать достаточно часто. А у Владимира Петроченкова Семёнов однажды увидел постоянный бессрочный пропуск. И это у обычного отставного полковника, который был уволен со службы много лет назад. Зачем и почему он имел такой пропуск?
Из всего этого можно сделать вывод, что Востоков-Петроченков был явно не тем человеком, как о нём написано в официальных источниках. А тщательность описания образа Михаила Тульева, включая его подробный психологический портрет, говорит о том, что автор знал прототипа героя очень близко. И тогда невольно появляется предположение. А не является ли Петроченков сам прототипом Тульева?
Возможно, что история Михаила Тульева в фильме и есть его личная история? Но с другим финалом. Когда его так и оставили «нераскрытым»? И тогда все странности этого человека, описанные выше, находят свои объяснения.
И напоследок моё личное наблюдение. Когда я собирал материал для этой статьи, я нигде не смог найти изображение Востокова-Петроченкова, кроме того, единственного, который есть на его могиле.
А ведь это человек является автором многих знаменитых книг, которые неоднократно публиковались не только в нашей стране, но и за рубежом. А его фотографий нет нигде. Такая вот загадка.
А что по этому поводу думаете вы?
Кинокритик нытик Никифор Ляпис-Трубецкой.
____________
___________
Если статья была интересной кликните 👍