Найти в Дзене

«Метель» Георгия Свиридова. «Зимний» шедевр русской музыки, неподвластный времени

Начнём этот день музыкой, в которой живёт и переливается сама душа русской зимы... Завывание вьюги, скрип полозьев по снегу, убаюкивающая усталость поездки в санях, запряжённых лошадьми, — из этих звуков рождается сюита Георгия Свиридова «Метель», безусловная жемчужина русской классики. Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту. Музыка Георгия Свиридова — тот случай в культуре, когда слово и звук, разделённые толщей времён, вступают в диалог и создают нечто неразделимо цельное. Музыкальные иллюстрации к пушкинской «Метели» — путешествие в самую суть русской души, равноправный разговор с классиком, который природную стихию превратил в распорядителя человеческих судеб. А ещё это разговор с самим собой — из прошлого, из детства, из прошлой жизни. Многие знакомятся с вальсом Свиридова ещё в школе, когда курс литературы доходит до «Повестей Белкина». Воздушные созвучия Георгия Свиридова становятся част

Начнём этот день музыкой, в которой живёт и переливается сама душа русской зимы... Завывание вьюги, скрип полозьев по снегу, убаюкивающая усталость поездки в санях, запряжённых лошадьми, — из этих звуков рождается сюита Георгия Свиридова «Метель», безусловная жемчужина русской классики.

  • Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.

Музыка Георгия Свиридова — тот случай в культуре, когда слово и звук, разделённые толщей времён, вступают в диалог и создают нечто неразделимо цельное. Музыкальные иллюстрации к пушкинской «Метели» — путешествие в самую суть русской души, равноправный разговор с классиком, который природную стихию превратил в распорядителя человеческих судеб.

А ещё это разговор с самим собой — из прошлого, из детства, из прошлой жизни. Многие знакомятся с вальсом Свиридова ещё в школе, когда курс литературы доходит до «Повестей Белкина». Воздушные созвучия Георгия Свиридова становятся частью жизни навсегда.

Зимнюю ночь Пушкин описал с почти кинематографической образностью. Молодой прапорщик, спешащий на тайное венчание с возлюбленной, едет полем. Лошадь устаёт. Вокруг — всё сугробы да овраги. Катить приходится наугад… Церковь, которую Владимир находит уже на рассвете, заперта.

А в это время в ту же самую метель — по воле того же слепого случая — бравого гусарского полковника заносит в ту же церковь. Шутливое венчание с незнакомкой годы спустя обернётся счастьем его жизни. Метель, везде метель...

Не случайно в качестве эпиграфа Пушкин выбрал стихотворение Василия Жуковского:

Кони мчатся по буграм,
Топчут снег глубокий...
Вот, в сторонке божий храм
Виден одинокий.

Если закрыть глаза и включить «Зимнюю дорогу» Георгия Свиридова (а лучше услышать её в концертном зале), можно увидеть эти пушкинские сцены. Ощутить кожей дуновение леденящего ветра, почувствовать мерное раскачивание саней, потерявших дорогу, услышать перезвон бубенцов, который давно стал синонимом русской зимы.

Как из сочетания оркестровых тембров рождается целый мир — с пространством и временем, тревогами и надеждами?

Ответ кроется в личности самого Георгия Свиридова. Будущий классик родился 16 декабря в 1915 года в семье, не связанной с музыкой, и впервые прикоснулся к искусству через народный инструмент — балалайку. Видимо, отсюда пришло обострённое чувство национальной интонации, которая ложится в основу и крестьянской песни, и грандиозной симфонии.

Переехав в Ленинград и попав в класс к Дмитрию Шостаковичу, студент консерватории Георгий Свиридов дополнил связь с музыкальными корнями своим давним интересом к литературе.

С детства Свиридов обожал читать. Живя в общежитии на скудную стипендию, молодой студент уже пытался объединить поэтическое слово и музыку. В 1937 году по радио впервые прозвучали его романсы на стихи Пушкина.

Георгий Васильевич не стремился к материальному успеху. Его не интересовали гонорары, машины и дачи. Даже его рояль был арендован у Союза композиторов. Зато композитор собрал библиотеку в сотни томов. Свиридов глубоко знал поэзию от Шекспира до Пастернака, обожал Пушкина, Есенина и Блока, слыша в переплетении их строк их тонкие музыкальные оттенки.

-2

Когда в 1964 году режиссёр Владимир Басов пригласил Георгия Свиридова написать партитуру к экранизации «Метели», композитор подошёл к задаче как исследователь и соавтор Пушкина. Иной автор мог бы предоставить более-менее изысканную стилизацию «под старину», но Свиридов сумел воссоздать звуковую ауру эпохи, её эмоциональный строй.

Удивительна судьба этой музыки. Написанная для фильма, она очень скоро вышла за пределы экрана. Части «Метели» начали передавать по радио как самостоятельные произведения, и миллионы людей, возможно, не читавшие Пушкина со школьных лет, полюбили эту музыку и через неё ощутили поэзию пушкинского мира. В 1974 году Свиридов переработал музыкальные зарисовки и объединил в законченную сюиту «Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина "Метель"».

Меланхоличный «Вальс» и восторженный «Романс» отсылают к миру русской салонной музыки. «Военный марш» с его победной медью — гимн эпохе 1812 года, чеканный шаг героев, прошедший сквозь дым и огонь баталий с Наполеоном. А в знаменитой пьесе «Тройка» звучит не только бубенцы на конской упряжи, но и само пространство России — широкое, заснеженное, бесконечное.

Свиридов взял простые, узнаваемые жанры — вальс, романс, марш — и наполнил их такой душевной чистотой, искренностью и глубиной, что они обрели отсвет вечности. Среди нас уже нет отчаянных романтиков-гусар и дам, которые падают в обморок от избытка чувств. Но, слушая «Зимнюю дорогу», мы становимся путниками, которые заплутали среди снежного поля.

Мы чувствуем, как нас закручивает метель, как теряются границы между реальностью и сном, между галантным девятнадцатым веком и современностью с её стрессами и бесконечной гонкой за химерами... Хочется очутиться в экипаже, который пробирается сквозь буран, прильнуть к замёрзшему окошку и прикорнуть, ощущая бесконечность пути и безбрежность полей вокруг.

Пушкинская мысль о мудрой иронии жизни, в которой случайность может поменять судьбу, а счастье приходит окольными путями, — она, видимо, вечна. Метель, описанная пером в 1830 году и ожившая в оркестровом звуке в 1964-м, кружит нас до сих пор, напоминая о странных и прекрасных переплетениях человеческих судеб.

Спасибо за подписку, лайк и комментарий! Отдельная благодарность тем, кто присылает донаты. Ваша поддержка очень ценна!