Вникая в наставления и проповеди старца Валентина Мордасова, соприкасаешься с поразительными историями и беседами, которые способны вырвать душу из духовной спячки. Однажды, в Троицкую родительскую субботу, старец пролил свет на аспект духовной жизни, который многие упускают из виду: правильное поминовение усопших через церковные требы.
Слово старца
«Давайте поговорим о поминовении усопших. Необходимо твёрдо усвоить: не всякая молитва доходит до Бога, а иная и вовсе вменяется человеку в грех. Я поделюсь с вами случаем: когда я впервые разъяснил, как надлежит молиться, это пришлось по душе не всем. Но разве священник должен после этого говорить неправду? Разве верующим, слышащим его, следует упорствовать в заблуждении? Такой путь ведёт людей в ад. Долг пастыря — говорить только истину, ничего не искажая. А ваш долг — уметь слушать и исполнять даже то, что вам не по нраву.
Сейчас мы говорим об усопших, а именно о тех, за кого мы не можем исполнять требы.
Первые в этом скорбном списке — самоубийцы, добровольно и в здравом уме наложившие на себя руки. Их удел — дно ада, их участь горше, чем у разбойников, воров и пьяниц. Некоторые возмущаются: «Почему?», «Почему его не отпели?», «Мы получили заочное разрешение от Владыки!». Но так вы лишь узакониваете беззаконие! От этого нет никакой пользы, лишь грех на душу. Неужели вы думаете, что такое «отпевание» угодно Богу? Церковь запрещает поминать самоубийц, ибо жизнь — это драгоценный дар Божий. Тот, кто самовольно отвергает его, совершает дерзкий бунт против Творца. Для христианина это двойное оскорбление, ведь его жизнь — дар и по естеству, и по благодати искупления. Исключение Русская Православная Церковь делает лишь для тех, кто совершил этот страшный шаг в состоянии помрачения ума, будучи душевнобольным.
Вторые — пьяницы, чья жизнь оборвалась из-за неумеренного пристрастия к спиртному. Они также отправляются в ад на вечные и бесконечные муки.
Третьи — инаковерующие: еретики и раскольники. Молитва за них в храме невозможна. Случается, приходят и просят: «Батюшка, мы хороним католика». Православный священник может, если попросят, лишь проводить такого усопшего до места погребения с пением «Святый Боже...», но не отпевать его.
Четвёртые — некрещёные. Их нельзя отпевать и подавать за них записки. Какая ошибка — писать в поминании «младенец безымянный»! Безымянный — значит некрещёный, какая же о нём может быть церковная молитва?
Пятые — умершие в неверии. Мы можем и должны молиться о живых неверующих, если они крещены, подавая записки о их здравии. Но если человек умер, отвергая Бога, молиться за него уже нельзя. Как пишет святитель Феофан: «Умершие в неверии — те же самоубийцы, и молитва за них не приносится».
Шестые — женщины, умершие от последствий аборта и не раскаявшиеся. Бог прощает любые грехи, но только те, в которых человек кается. Совершив аборт, женщина совершает двойной грех: лишает жизни младенца и губит свою душу. Умерев без покаяния, она идёт в ад, и церковная молитва за неё невозможна.
Седьмые, за кого нельзя молиться, — дуэлянты и драчуны, убившие или убитые в поединке или драке. За них молиться также запрещено.
Однако и таким душам можно помочь. Позвольте рассказать вам один случай в связи с вышесказанным.
Мне здесь очень плохо
Один иеромонах, подвизавшийся в Троице-Сергиевой Лавре, описывает такую историю. В монастырь прибыл юноша, которого временно поселили в гостинице. Однажды ночью он в видении ощутил, как его душа отделилась от тела и начала стремительно опускаться в преисподнюю. Слой за слоем проходила она землю, погружаясь всё ниже, пока не оказалась в огромном, тёмном пространстве. Там томилось бесчисленное множество людей, покрытых чёрными саванами под толстым слоем пыли — знак того, что о них никто не помнит и не заботится. У этого юноши бабушка покончила с собой, бросившись под трамвай. И вот, он слышит голос, зовущий его по имени. Покрывало поднимается, и он видит свою бабушку, сидящую на корточках. «Бабушка, — говорит он, — мы теперь верующие, ходим в храм, исповедуемся. Я вот в монастырь пришёл». А она в ответ: «Мне здесь очень плохо». В тот же миг голос возвещает: «Свидание окончено». Покрывало опускается, и душа юноши устремляется ввысь, возвращаясь в тело на гостиничной кровати. Но образ ада и толстый слой пыли забвения ещё долго стоял перед его глазами.
Как же помочь таким усопшим?
Отвечаю. Единственный путь — дела милосердия. За верного христианина мы молимся в храме, подаём поминания. Но за самоубийц, неверующих и прочих, лишённых церковной молитвы, мы должны творить милостыню и совершать добрые дела от их имени.
Одному человеку его умерший неправедной смертью родственник явился в сонном видении и велел передать всем живым:
«Вот, ты был в загробном мире, передай всем живым, что нас спасёт! Милостыня у нас здесь сияет ярче солнца».
Осознайте, какой невероятной силой обладают милосердие и сострадание! Раскрывайте свои сердца для этих богоугодных дел и помогайте тем своим усопшим родным и близким, которым уже ничем иным помочь невозможно.
Вот, дорогие мои, теперь нам ясно, как следует слушать слово Божие, чтобы оно вело ко спасению, и как истинно помочь усопшим, за которых нельзя молиться в храме. Аминь.»
Да послужат нам эти советы и наставления отца Валентина к назиданию и спасению души.
Слава Богу за всё!