На днях я вновь перебирала архивы своих паломнических поездок – и не напрасно. В глубине папок обнаружились фотографии Покрово-Тервенического монастыря. Именно в ту поездку мы с мамой направлялись в Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь, о котором я уже писала ранее. Эти снимки вновь пробудили воспоминания, и потому мне захотелось поделиться с вами историей этого прекрасного, тихого и по-настоящему благодатного места.
Покрово-Тервенический женский монастырь – один из самых молодых монастырей России. Он расположен на краю Ленинградской области, в деревне Тервеничи Лодейнопольского района, среди холмов и озёр Русского Севера.
Обитель возникла в начале 1990-х годов как духовное продолжение Покровской женской общины Санкт-Петербурга. В 1991 году в Тервеничах была официально устроена монашеская жизнь, а вскоре община получила статус монастыря. Выбор места был не случаен: на этих землях с древних времён существовали сельские храмы и сохранялась живая православная традиция северной Руси.
Тервеничи - поселение древнее, значительно старше Москвы. Издревле, эти земли были заселены племенами вепсов. Вепсы (само название – вепса, бепса, лудинкау), народ, близкий к карелам. Живут небольшими группами среди русского населения в ряде районов Ленинградской и Вологодской областей. Язык вепсский, говорят также по-русски. Вепсы – потомки древнего финского племени «весь» - прибалтийско-финское племя.
Как гласит «Повесть временных лет», словене, кривичи, чудь и весь призвали на русские земли варягов: править богатыми городами и погостами. Словене и кривичи - предки современных русских и белорусов. Чудью русские летописцы называли финно-угорские племена (некоторые из них дали начало современным финнам и карелам). Ну, а весь - это нынешние вепсы, уже тогда известные как отдельное племя. Предки современных вепсов занимали территорию Межозёрья: между Нево, Онего и Белым озером (Ладожское, Онежское и Белое озеро в сегодняшней Вологодской области).
В округе до сих пор сохранилось немало деревень с вепсскими названиями, а само название «Тервеничи» отражает совместное жительство двух народов: слово «терве» по-вепсски (как и по-фински) означает «здравствуйте», а окончание «ничи» имеет славянское происхождение.
В окрестных деревнях существовали лишь часовни, тогда как в самих Тервеничах всегда была церковь, а порой и несколько. Холмистая местность словно сама располагала к храмам: на каждом холме возвышалась церковь. Однако все они были деревянными и часто страдали от пожаров.
В 1861 году, на средства местных жителей был построен большой кирпичный храм Успения Божией Матери. Его поставили на горе, над Погостским озером. Он был белым, с ярко-синим с золотыми звездами куполом, внутри были красивые иконы и росписи. Но в 1935г. этот храм был закрыт советской властью. В здании церкви разместили сначала клуб, потом склад зерна, а потом и склад удобрений. Ко времени создания монастыря в 1991 году храм был сильно разрушен. Его пришлось почти заново отстраивать и расписывать. Церковь освятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В настоящее время это главный храм Покрово-Тервенического женского монастыря.
Возрождение церковной жизни в Тервеничах началось далеко от этих мест - в Санкт-Петербурге. В общине храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на проспекте Стачек собрались несколько женщин, готовых принять монашество. Настоятель храма отец Лукиан (Куценко) вместе с прихожанами стал искать место для будущей обители.
В мае 1991 года во время этих поисков батюшка и его спутники остановились на ночлег в Тервеничах. Утром, оглядев окрестности, они поняли, что именно здесь должно быть устроено монашеское жительство. Разрушенный храм стоял в необычайно живописном месте – на холме у берега озера. Началось восстановление святыни собственными силами.
«Я помню, храм был завален мусором выше человеческого роста. Что там внутри было, не видно. Только через крошечное отверстие можно было разглядеть алтарную часть», — вспоминает старейшая насельница обители схимонахиня Мария.
Накануне праздника Покрова Божией Матери, 13 октября 1991 года, состоялся первый монашеский постриг, а 31 декабря – следующий. Первые монахини обители живут и здравствуют – это схимонахини Мария и Саломия. Третьей по счёту сестрой, приехавшей в монастырь, стала нынешняя игумения — монахиня Лукиана (Рысева). По благословению митрополита Иоанна (Снычёва) община была зарегистрирована как сестричество. В восстанавливаемом храме регулярно служили молебны, а на праздник Покрова в 1991 году здесь впервые была совершена Божественная литургия.
14 апреля 1997 года по представлению митрополита Владимира решением Священного Синода Покровское сестричество получило статус монастыря. Храм святых мучениц в Санкт-Петербурге стал его подворьем. Монахиня Лукиана была назначена первой настоятельницей обители, а духовником монастыря остался отец Лукиан (Куценко).
Хотя обитель была основана, поначалу в ней не было собственных святынь. Их Господь открыл и даровал монастырю через духовника. В тонком сне отцу Лукиану явилась Пресвятая Богородица: Она стояла на Тервенической земле и указывала на лежащую рядом икону, из-под которой струилась вода. Образ напоминал Касперовскую икону Божией Матери, особо почитаемую в Одессе - родном городе отца Лукиана. Вскоре будущая монастырская святыня была найдена в мастерской одесской художницы. 23 февраля 1992 года икону привезли в Санкт-Петербург, в храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
Одна из монахинь, живших тогда в монастыре, слышала голос, говоривший: «Чем ближе Моя икона, тем быстрее будете услышаны». В праздник Вознесения Господня образ был принесён в монастырь и помещён в келейной церкви. С этого времени помощь Божией Матери в устроении обители стала особенно ощутимой.
Весной того же года на месте, указанном Пресвятой Богородицей, был обнаружен родник. Воду из него стали регулярно освящать, и вскоре было замечено, что она обладает целебной силой. Для удобства паломников здесь выкопали колодец, а над ним возвели часовню в честь явления Божией Матери.
В 1994 году было зафиксировано мироточение Касперово-Тервенической иконы Божией Матери, а также иконы «Явление Божией Матери в Тервеничах», на которой изображено видение, бывшее духовнику обители.
В 1996 году митрополит Владимир благословил считать образ местночтимым и именовать его по месту прославления – Тервеническим. Празднование иконе было установлено совершать в день Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября) и в день основания обители – 1 июня.
Воспоминания
Конечно, с годами воспоминания стираются, но всё же не исчезают бесследно. Сейчас, вновь пересматривая фотографии, я снова погружаюсь в тёплые воспоминания об этом месте. Помню, как монастырь удивительно раскинулся на холмах – словно всегда был здесь, вписанный в эту нетронутую землю. Нежно-голубые купола отражали небо – такое же чистое и первозданное, как и окружающая земля. Особенная атмосфера царила у озера: тишина, летние поля и сама обитель будто укрывали тебя своей заботой, оставляя наедине с собой – настоящим, спокойным и пребывающим здесь и сейчас в своей духновности.
Если вы уже бывали здесь – поделитесь своими впечатлениями и воспоминаниями. А если ещё нет, возможно, именно сейчас самое время отправиться в эту поездку и самим почувствовать тишину и благодать Покрово-Тервенического монастыря!