Её называли «Золотая рыбка» и «Хозяйка Херсонских степей». Имя Софии Богдановны Фальц-Фейн неразрывно связано с расцветом Херсонской губернии в конце XIX – начале XX веков. Мать Фридриха Фальц-Фейна, основавшего знаменитую «Асканию-Нова», она была еще и выдающейся предпринимательницей. Эта женщина заложила фундамент дальнейшего развития большого степного региона, воплотив в жизнь грандиозную идею — основание порта Хорлы.
Софья «Золотая рыбка»
София Богдановна, в девичестве Кнауф, получила в наследство от покойного супруга большие владения земли. Среди них — пустой и засушливый полуостров Хорлы, который считался непригодным для жизни людей и земледелия. Его использовали лишь для выпаса овец. Однако наследница увидела потенциал в этом месте и превратила его в настоящий оазис.
Начиная с 1890 года, всего за три десятилетия фактически на пустом месте было организовано водоснабжение целебной водой из подземного озера, разбит живописный парк, построен порт, элеватор, мельница, морской вокзал, завод по переработке устриц, кондитерская фабрика, винзавод, контора, два отеля для моряков и купцов, телеграф и почта, метеостанция, таможня, банк и многое другое.
Софию Фальц-Фейн, в предпринимательских кругах называли «Золотая рыбка». Так ее прозвали не случайно, ведь на упаковке продукции, в том числе консервов и устриц, популярных в Российской Империи и Европе, красовался логотип с изображением золотой рыбки-осетра на велосипеде.
Многие удивлялись и восхищались тем, как матери восьмерых детей и дважды вдове удалось достичь казалось бы невозможного. На унаследованном полуострове, омываемом Черным морем с трех сторон, она создала собственную «империю» и заняла видное место в жестком мире производства и торговли, в котором доминировали мужчины.
От поля к морю: амбициозный проект Фальц-Фейн
Однако самым амбициозным проектом историки называют создание баронессой собственного морского порта. Строительство именно этого объекта позволило бизнес-леди вывести свою продукцию на международный рынок и значительно укрепить позиции в мире предпринимательства.
Преимуществом перед соседними черноморскими портами была бухта, вода в которой не замерзала зимой за счет подземного источника. Благодаря этому судоходство в Хорлах было круглогодичным.
Софья Богдановна, не скупясь на средства, превращает некогда пустынную территорию в современный процветающий поселок: здесь строят пристань, портовые склады, проводят электричество и телефонную линию, открывают школы и училища для местного населения. Вскоре порт смог принимать одновременно до шести судов и получил статус таможни.
Полуостров становится важнейшим торговым узлом, который обеспечивал как каботажные, так и внешнеторговые рейсы.
Из хранилищ к самому причалу зерно доставлялось вагонетками. В европейские страны, кроме пшеницы, отправляли овечью шерсть, мясо, скот, устрицы, выращенные на местной ферме, и консервы. На иностранных кораблях сюда прибывали моряки различных национальностей и рас. Встречались даже афроамериканцы.
София Фальц-Фейн создала собственное пароходство из четырех грузовых кораблей и двух прогулочных катеров, названных в честь хозяйки и ее единственной дочери: «София» и «Лидия». Во владениях баронессы был целый мини-флот, включавший каботажные суда – торговые, грузовые и пассажирские, курсировавшие между морскими портами одного государства. В общей сложности, было шесть торговых и два прогулочных судна, совершавших рейсы в Скадовск, Николаев, Херсон, Одессу и Севастополь.
Поскольку в порт прибывали суда из разных стран, здесь было открыто отделение российского банка. Функционировали два отеля, в которых останавливались преимущественно состоятельные люди. Позволить себе такую роскошь могли в основном офицеры и купцы.
Свидетельства былой мощи
Сегодня о былом могуществе порта напоминают полуразрушенные, просторные и пустующие старинные зернохранилища. Тем не менее прочность конструкций заметна до сих пор. Каменные ангары поражают толстыми, метровыми стенами.
Кое-где крыша до сих пор покрыта красной черепицей. Во время строительства ее привозили из далекого французского Марселя. Позже в губернии стали строить собственные черепичные и черепично-кирпичные фабрики.
Каждая черепица имеет знак – клеймо производителя, в виде круглого оттиска с изображением, например, бабочки или чего-то другого. Здесь можно найти больше десяти видов черепицы с разными знаками. Часть крыши покрыта металлом, который также сохранился с тех времен. Ворота и двери кованые. На некоторых сооружениях даже остались старинные замки.
К сожалению, старые помещения сейчас недоступны, так как не используются и находятся в аварийном состоянии. Однако, заглянув в щель старой двери с коваными засовами и большими ржавыми замками, можно увидеть захватывающую картину: деревянный пол и дырявый потолок, сквозь который золотистыми лучами рассеивается солнечный свет, а в конце помещения – большие оконные проемы, за которыми раскинулась голубая и безмятежная морская гладь…