Найти в Дзене
Марзоев Олег

Василию Ивановичу Абаеву - 125

Василию Ивановичу Абаеву - 125. Но сейчас хочется сказать тёплые слова не только о нем, но и о маленькой, но уникальной земле - Южной Осетии. И вот почему. Абаев родился не в Южной Осетии и не в Северной Осетии. А родился он на тех землях по Военно-грузинской дороге, которые ныне принадлежат Грузии и откуда осетины вытеснены, (а это десятки населенных пунктов). Однако, именно Южная Осетия стала для Васо Абаева тем местом, которое уже в преклонном возрасте он принял особенно тепло, где он не просто бывал, где он жил с весны до осени, а порой и до самого своего дня рождения 15 декабря, а в Москву возвращался только на зиму. Понимаете, это очень примечательно, ведь в те, ещё советские годы маленькая республика Южная Осетия, являясь предгорной автономией в составе Грузии, обладала куда менее широкими возможностями, материально-технической базой, чем Северная Осетия, которая была без преувеличения образовательным, культурным центром Северного Кавказа. И всё же учёный с мировым имене

Василию Ивановичу Абаеву - 125.

Но сейчас хочется сказать тёплые слова не только о нем, но и о маленькой, но уникальной земле - Южной Осетии. И вот почему.

Абаев родился не в Южной Осетии и не в Северной Осетии. А родился он на тех землях по Военно-грузинской дороге, которые ныне принадлежат Грузии и откуда осетины вытеснены, (а это десятки населенных пунктов).

Однако, именно Южная Осетия стала для Васо Абаева тем местом, которое уже в преклонном возрасте он принял особенно тепло, где он не просто бывал, где он жил с весны до осени, а порой и до самого своего дня рождения 15 декабря, а в Москву возвращался только на зиму.

Понимаете, это очень примечательно, ведь в те, ещё советские годы маленькая республика Южная Осетия, являясь предгорной автономией в составе Грузии, обладала куда менее широкими возможностями, материально-технической базой, чем Северная Осетия, которая была без преувеличения образовательным, культурным центром Северного Кавказа. И всё же учёный с мировым именем Васо Абаев из Москвы приезжал именно в Южную Осетию. Да, это иной климат, но для такого светила науки, до последних своих дней изыскивающего возможности трудиться, не климат был определяющим: чем-то бóльшим манила его земля Юга Алании. И она отвечала и отвечает ему взаимностью.

В Цхинвале Абаеву выделили в 80-х годах отдельный дом, это было инициативой народа и власти, он об этом не просил, он скромно приезжал к родственникам и жил у них, но люди хотели создать для земляка отдельные комфортные лучшие условия. Своими силами изыскивали средства на ремонт. И тем самым внесли свой вклад в его труды.

Когда начались боевые действия и блокады, Абаев приезжать уже в РЮО не мог и попросил его дом использовать на усмотрение властей.

Так вот дом никуда не дели, несмотря на тяжелейшее положение республики, ещё при жизни Васо, в 2000 году, в этом доме в Цхинвале был создан музей имени учёного, в том же году, к 100-летию Абаева был открыт ему памятник в Цхинвале.

В 2008 году дом и памятник разрушили агрессоры, но Южная Осетия памятник восстановила, дом заново построили! То есть дважды проявили свое особое отношение. И улица, конечно, есть имени Абаева.

Так сложилось, что на Севере Осетии памятника пока нет, но в ближайшей перспективе должен появиться. Есть улица. Почему же нет памятника? В этом было бы некорректно кого-то винить. Уважение в народе безграничное, огромное, огромная гордость. А за годы жизни Абаева и после его смерти регионом управляли очень разные люди, не один и не двое, многие из которых конечно же поддержали бы идею памятника, но она до недавнего времени не стояла на повестке. И не было за все годы мощных общественных инициатив. Так сложилось, такова данность и быть может это есть пища для размышления о многом, над чем нам предстоит задуматься и поработать сообща.

Ведь Васо Абаев, проживший 101 год, это человек, как мне, обывателю, представляется, который звучит в истории осетинского народа на ряду с Коста Хетагуровым и Исса Плиевым. Многие памятники у нас за прошедшие десятилетия обсуждались, многим просветителям памятники в Северной Осетии возведены, но вот Васо ещё не увековечен. Хотя, учёный упокоился именно во Владикавказе, в пантеоне осетинской церкви. Над могилой памятник в виде скульптуры есть, но то могила, а предстоит скульптуру возвести и в центре города.

И вот Южная Осетия в этой связи всë же отличается и еë можно и нужно привести в пример.

-2
-3
-4