К. А.М. передал директору филиала Паспортно-визового центра более 15 миллионов рублей в качестве взятки за заключение договоров субаренды для установления банковских терминалов оплаты в Паспортно-визовом центре и способствование совершению действий в интересах взяткодателя в виде дачи указаний подчиненным сотрудникам центра направлять клиентов оплачивать услуги и принимать квитанции об оплате услуг только через указанные терминалы.
Прибыль в виде комиссии за совершенные операции по приему и переводу денежных средств на платежных терминалах составила в общей сумме более 38 миллионов рублей.
Вступившим в законную силу приговором Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода директор Паспортно-визового центра осуждена за совершение преступлений, предусмотренных п. «е» ч. 3 ст. 286 и ч. 6 ст. 290 УК РФ.
Возглавляемое К. А.М. юридическое лицо привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.28 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 10 миллионов рублей.
Уголовное дело в отношении К. А.М. прекращено в связи с его деятельным раскаянием.
Прокурор Нижегородской области, действуя в интересах Российской Федерации, направил в суд иск об обращении в доход Российской Федерации прибыли, полученной возглавляемой К. А.М. коммерческой организацией, указывая что полученная прибыль производна от совершенного коррупционного правонарушения.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении исковых требований, исходя из того, что ответчик К. А.М. освобожден от уголовной ответственности за совершение коррупционного преступления, коммерческая организация привлечена к административной ответственности, виновным лицам определено наказание с применением принудительных мер уголовно - правового и административно-правового характера, в связи с чем применение иных мер гражданско-правовой ответственности является недопустимым.
Первый кассационный суд общей юрисдикции не согласился с выводами судов, которые при отказе в удовлетворении иска сослались также на то, что на ответчиков не распространяются положения антикоррупционного законодательства, в силу того, что они не являются государственными или муниципальными служащими.
Судебная коллегия по гражданским делам обратила внимание, что положения Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» распространяются не только на лиц, замещающих должности в органах государственной власти, но и на физических и юридических лиц, которые в случае совершения коррупционного правонарушения привлекаются к уголовной, гражданско-правовой или иной ответственности в соответствии с законодательством.
В обоснование заявленных требований, прокурор ссылался на наличие доказательств противоправного поведения ответчиков, результатом которого стало извлечение дохода в размере более 38 миллионов рублей, приводил доводы о том, что заявленные требования относятся к особым правовым мерам, направленным на предупреждение незаконного обогащения лиц, осуществляющих публичные функции, а также связанных с ними юридических и физических лиц и тем самым на эффективное противодействие коррупции.
Однако указанным доводам не было дано надлежащей оценки, в связи с чем апелляционное определение отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.
Определение № 88-29821/2025 от 3 декабря 2025 г.
(Первый кассационный суд общей юрисдикции).