Найти в Дзене
Собачье сердце

Спецапдейт: «Выбирайте — думать самостоятельно или превратиться в биомусор» [Part 1 // Part 2 // Part 3.1

Спецапдейт: «Выбирайте — думать самостоятельно или превратиться в биомусор» [Part 1 // Part 2 // Part 3.1] На самом деле дотком-пузырь был всего лишь разминкой, показавшей, как жадность и мягкая ДКП могут быстро раздуть и обрушить рынки. Следующий акт трагикомедии — ипотечный кризис 2007–2008 гг. [subprime mortgage crisis]. Стоит сразу обозначить, что это был не просто пузырь, а полномасштабная финансовая бойня: Уолл-стрит сыграла роль мясника для обычных людей, а Центробанки — спасателей спекулянтов, готовых заливать пожар ликвидностью. Принцип «Too Big to Fail» (Слишком большой, чтобы рухнуть), замешанный на алчности и коррупции, вновь подвел весь мир к опасной черте. И уроки снова были проигнорированы. Настоящий «The Big Short» или как Уолл-стрит шортил собственные финпродукты После краха доткомов в 2002 году ФРС, под руководством все того же молодца Алана Гринспена, не придумала ничего лучше, чем уронить процентные ставки до 1% — самого низкого уровня за полвека. «Спички детям -

Спецапдейт: «Выбирайте — думать самостоятельно или превратиться в биомусор» [Part 1 // Part 2 // Part 3.1]

На самом деле дотком-пузырь был всего лишь разминкой, показавшей, как жадность и мягкая ДКП могут быстро раздуть и обрушить рынки. Следующий акт трагикомедии — ипотечный кризис 2007–2008 гг. [subprime mortgage crisis]. Стоит сразу обозначить, что это был не просто пузырь, а полномасштабная финансовая бойня: Уолл-стрит сыграла роль мясника для обычных людей, а Центробанки — спасателей спекулянтов, готовых заливать пожар ликвидностью. Принцип «Too Big to Fail» (Слишком большой, чтобы рухнуть), замешанный на алчности и коррупции, вновь подвел весь мир к опасной черте. И уроки снова были проигнорированы.

Настоящий «The Big Short» или как Уолл-стрит шортил собственные финпродукты

После краха доткомов в 2002 году ФРС, под руководством все того же молодца Алана Гринспена, не придумала ничего лучше, чем уронить процентные ставки до 1% — самого низкого уровня за полвека. «Спички детям - не игрушка!», казалось бы, всем известный факт, но монетарные власти вновь проявили близорукость.. Более того, Гринспен публично начал продвигал ипотеки с плавающей ставкой (adjustable rate mortgages, ARM), которые снижали платежи для заемщиков, чтобы перезапустить цикл экономического роста.

Но был нюанс: через пять лет их, внезапно, нужно было рефинансировать на «риск заемщика». Т.е. банк берет на себя более высокий риск, предлагая перекредитование клиенту с уже имеющимися проблемами (просрочки, высокая кредитная нагрузка, плохая история) при условии, что заемщик улучшит свою кредитную историю, например, погасив текущие долги или предоставив дополнительные гарантии (залог, справки о доходе и т.п.).

Логично, что если процентные ставки растут, то и платежи по таким продуктам взлетают. Добавьте к этому ослабление кредитных стандартов: т.н. субстандартные-ипотеки, выдаваемые всем подряд, — и вы получите простой рецепт для нового пузыря, на этот раз на огромном рынке жилья. Спекулянты, обжегшиеся на доткомах, теперь ринулись в недвижимость, подогреваемые дешевыми деньгами.

Причем ФРС не остановилась на этом. Как только экономика стабилизировалась, с 2004 по 2006 гг. они задрали ставки с 1% до 5.25% (цикл ужесточения ДКП включал 17 повышений подряд!). Миллионы заемщиков, взявших ARM под 1% в 2002, оказались в ситуации, когда их платежи выросли в разы. В результате все массово банкротились в день, когда ипотеки подлежали рефинансированию. Уолл-стрит даже публиковала помесячные графики, показывающие, сколько домов люди потеряют. Наверное, это все же был циничный расчет, а не случайность. Политика ФРС намеренно раздула пузырь, чтобы оживить экономику после рецессии, и ЦБ намеренно же его лопнул, раздавив средний класс работяг.

На пике этого безумия Уолл-стрит превратил мусорные субстандартные-ипотеки в секьюритизированные облигации — Collateralized Debt Obligations (CDO). Эти «финансовые бомбы» продавались как надежные активы, потому что рейтинговые агентства (!), поддавшись коррупции, штамповали на них AAA. Но самое мерзкое — крупные банки, включая Goldman Sachs и Morgan Stanley, не только выпускали эти CDO, но и шортили их через Credit Default Swaps (CDS) — контракты, которые приносили невероятную прибыли, если ипотеки рушились. Они буквально ставили против собственных продуктов, зная, что те обречены.

Менее подкованные игроки (Bear Stearns, Merrill Lynch, Deutsche Bank), в свою очередь, продавали эти CDS, не подозревая, что играют в поддавки. Это была вершина мошенничества: банки зарабатывали на создании пузыря, его крахе и на собственном спасении монетарными властями.

@marketheart