Найти в Дзене
Мышь библиотечная

Волхвы в Новом Свете. О.Генри о любви

Из открытого источника Дорогие друзья, сегодня (для меня уже вчера) я сказала, что, наверное, зря забросила свою серию статей о любви и страсти в мировой литературе. Подписчики подтвердили, что да, напрасно. И я на подъёме написала статью о любовной составляющей в творчестве О.Генри. Надеюсь, вам будет интересно читать. Напоминаю, что я в этих статьях не ставлю себе целью познакомить вас с содержанием книги - я беру произведения классические, вы их содержание и без меня прекрасно знаете. Я пытаюсь сделать анализ, причём зачастую даже не всего произведения, а лишь его части - той части, которая повествует о любви. Отгадайте с трёх раз, к какой стране относится заезженный штамп советских времён – «мир чистогана и наживы»? Уверена, что вы отгадали с первого раза. Конечно же, это Соединённые Штаты Америки! А вот в начале двадцатого века термин «американизм» употреблялся с этаким оттенком циничного одобрения. Это означало беспощадность в достижении своей цели, насмешливое отрицание романтик
Из открытого источника
Из открытого источника

Дорогие друзья, сегодня (для меня уже вчера) я сказала, что, наверное, зря забросила свою серию статей о любви и страсти в мировой литературе. Подписчики подтвердили, что да, напрасно. И я на подъёме написала статью о любовной составляющей в творчестве О.Генри. Надеюсь, вам будет интересно читать. Напоминаю, что я в этих статьях не ставлю себе целью познакомить вас с содержанием книги - я беру произведения классические, вы их содержание и без меня прекрасно знаете. Я пытаюсь сделать анализ, причём зачастую даже не всего произведения, а лишь его части - той части, которая повествует о любви.

Отгадайте с трёх раз, к какой стране относится заезженный штамп советских времён – «мир чистогана и наживы»? Уверена, что вы отгадали с первого раза. Конечно же, это Соединённые Штаты Америки! А вот в начале двадцатого века термин «американизм» употреблялся с этаким оттенком циничного одобрения. Это означало беспощадность в достижении своей цели, насмешливое отрицание романтики, деловую хватку и умение делать деньги. Новый Свет – бурно развивающаяся Америка – стал символом успеха. А символом символа стало Большое Яблоко – Нью-Йорк. Именно в гавань Нью-Йорка шли караванами пароходы с иммигрантами со всех концов света – и там их встречала Статуя Свободы.

Доллар тогда был мерилом успеха (впрочем, только ли тогда?) – и сюда ехали за богатством и карьерой. В жестокой погоне за долларом не оставалось места для сантиментов.

Ф. Ремингтон. Ковбой (пожар в прерии). Из открытого источника
Ф. Ремингтон. Ковбой (пожар в прерии). Из открытого источника

Один скромный бухгалтер был обвинён в растрате и бежал от правосудия. Но на похороны любимой жены он вернулся. Знал, что будет арестован, но не мог не увидеть её в последний раз. И попал в тюрьму. Его звали Уильям Сидней Портер, и на весь мир он прославился как О.Генри. Именно под этим псевдонимом он из тюрьмы напечатал свой первый рождественский рассказ. Рассказ был написан ради гонорара – он не мог позволить, чтобы его семилетняя дочь осталась на Рождество без родительского подарка.

Из открытого источника
Из открытого источника

Американцы О.Генри – люди очень неоднозначные, люди новой формации: они жаждут богатства, но стойко переносят нищету; считают каждый цент, но для друга готовы снять последнюю рубашку; всегда готовы нарушить закон во имя справедливости и рассчитывают только на себя. Свободные люди, добровольно ставшие рабами золотого тельца.

У каждого из них: у неунывающего жулика и замученного работяги, у звезды Бродвея и нищего художника, у скучающей миллионерской дочки у разбогатевшего нефтепромышленника и бездушного биржевика есть одно общее, черта, всех их роднящая. Они любят – вопреки этому меркантильному мироустройству…

Они охотники за удачей, они каждый доллар в руке у ближнего воспринимают как оскорбление, если не могут воспринимать его как добычу, - и в то же время они любят трогательно и робко, стесняются своего чувства, но жертвуют ему всем. Их боязнь красивых слов, бравада и крутизна, насмешки над всем святым – только защитный панцирь для ранимой и чуткой души.

Напускной и насмешливый цинизм тёртого-битого городского жителя – это изобретение О.Генри, его открытие. Это он – родоначальник ироничной городской прозы.

Юные супруги беззаветно любят друг друга, но у них нет денег на рождественский подарок для любимого. И тогда она продаёт своё единственное богатство – свои роскошные волосы, чтобы купить золотую цепочку к золотым часам любимого. А он продаёт свои фамильные золотые часы, чтобы купить набор черепаховых гребней для её замечательных волос. И в этой ситуации, в этом маленьком рассказе больше любви и нежности, чем в длинном слезливом романе. Ты отдаёшь любимому самое дорогое, что есть у тебя, а потом оказывается, что ему это некуда приспособить. Но это же не важно! Потому что ты отдаёшь любовь – и её же получаешь. Вот такие «Дары волхвов», да.

Юноша влюблён в девушку, но не решается на признание, боится сделать предложение. Странно, казалось бы, ведь его отец миллионер. Но – из нуворишей, а семья девушки культурная и образованная, так что он робеет. Куда, мол, в калашный ряд… И уже совсем скоро её надолго отправят в Европу. И вот последнее свидание, он её провожает в оперу – и они застревают в жуткой нью-йоркской пробке на несколько часов (как это ни печально, проблеме городских пробок уже больше ста лет). Замечательно удобный случай, они же вдвоём в карете. Они разговорились, он ей признаётся в чувствах – так и ей он нравится. Они поженятся – и точка! И деньги ни при чём! Папаша всё состоянием своим кичился, а на всё божья воля, вот! А папаша на следующий день выслушивает рапорт своего сотрудника о том, как прошла организация этой судьбоносной пробки: ведь любящий отец отвалил кучу денег кучерам, вагоновожатым и водителям грузовиков, а особенно постовым полисменам, чтобы они сцепились на перекрёстке и часа четыре не выпускали молодых из ловушки. Есть любовь и есть мечты, но деньги, когда они есть, на эти мечты очень даже работают.

Бродвей. Литография 1885 года. Из открытого источника
Бродвей. Литография 1885 года. Из открытого источника

А тем временем честолюбивые, но нищие нью-йоркские продавщицы охотятся на миллионеров. Вот одна из двух подруг исчезает с горизонта, а потом является вся такая в бриллиантах и мехах: ура, поймала! А вторая подруга нисколько и не расстроена – совсем напротив. У нее румянец на щеках и глаза сияют – она выходит замуж за бывшего парня подружки. Они любят друг друга, а той же ведь теперь всё равно, верно? И свежеиспечённая миллионерша горько рыдает посреди улицы, а худенькая, бедно одетая девушка её утешает.

Ещё. Женился классный боксёр. Юной жене, так, между делом, захотелось персик. Зимой. Сейчас-то это не было бы проблемой, а тогда – ну не было в зимнем Нью-Йорке персика! Боксёр перевернул весь город, прочесал дорогие кабаки – и сдал полиции подпольный шалман с казино (арестованных аж фургонами увозили!). Только для того, чтобы сунуть в карман последний уцелевший персик. Так она еще покривилась, попеняла ему, что долго ходил, и сообщила, что гораздо охотнее съела бы апельсин. А ему эти апельсины всю ночь всучить пытались, объясняя, что персиков нет! Мужчина сказал – мужчина сделал, для любви невозможного нет!

Э. Лонгони. Злые размышления. Из открытого источника
Э. Лонгони. Злые размышления. Из открытого источника

Вот она – любовь непотопляемая и неунывающая. Со стальным стержнем внутри, но в будничном одеянии. Пошучивающая – и оберегающая себя от жёстких граней окружающего мира. В этом мире на жизненном пути каждый поворот непредсказуем, любое положение вмиг может обернуться своей противоположностью, но даже в этой сумасшедшей круговерти любовь остаётся сущностью человека. Правда, он может и забыть о ней в горячке дел. Но это ничего. Остынет, отойдёт, услышит, как стучит сердце, - и вспомнит.

Пожалуйста, оставляйте свои комментарии - это важно для канала. Если вы еще не подписаны на канал - присоединяйтесь к нам, мы будем рады! Если у вас есть возможность поделиться публикацией в соцсетях - пожалуйста, сделайте это, вы очень поможете каналу. Стрелочка "Поделиться" находится под публикацией.

Дорогие друзья! В связи с переездом я осталась без работы и сейчас не имею других доходов, кроме пенсии по инвалидности в размере прожиточного минимума. Если кто-то имеет возможность и желание поддержать мой труд на канале донатом - буду благодарна и публикую номера карт, на которую можно сделать перечисление. Основная карта - Почта Банк 2200770621986969. Дополнительная - Сбербанк 2202200276932231. Либо по номеру телефона +79675006206, банки Почта, Сбер, Озон. Ольга Анатольевна Б.

Жду вас снова!

Из открытого источника
Из открытого источника