Споры вокруг участия Русской православной церкви в политических процессах февраля 1917 года продолжаются до наших дней. Хотя о чём здесь говорить. Во время Февральской революции церковь открыто переметнулась на сторону Временного правительства и предала помазанника Божия, а на следующий день после отречения императора прекратила поминать его «О здравии», и вынесла из зала Синода царское кресло.
Естественно, у читателей возникает вопрос – а почему сейчас церковь «переобулась» и так рьяно устраивает крестные ходы в честь царя, записав его в мученики, прославив его со всем семейством и даже призывают всех россиян покаяться перед ним, как будто это они, а не его родственнички с генералами, его свергли.
Предательство Синода: как Церковь отвернулась от Монархии
Одним из важнейших вопросов в оценке действий Русской православной церкви в период Революции 1917 года остаётся принятие решения Священным синодом поддержать Временное правительство после отречения царя Николая II. Хотя ранее Церковь традиционно была тесно связана с императорской властью, высшее духовенство приняло неожиданное решение признать новую власть, рассматривая её как временное средство выхода из политического кризиса.
Историк и священник протоирей Георгий Шавельский отметил, что в дни бурлящей Февральской революции атмосфера в стенах Святейшего синода была спокойна и даже апатична, здесь царил «покой кладбища» Члены синода проигнорировали запросы высокопоставленных представителей царского двора о поддержке монархии в критический момент.
Особенно показательна ситуация, произошедшая вечером 26 февраля 1917 года. Заместитель обер-прокурора князя Н. Д. Жевахова обратился к председателю Синода, митрополиту Киевскому Владимиру Богоявленскому, с предложением распространить официальное обращение в защиту монарха. Это послание планировалось публично прочитать в храмах и разместить по всей столице. Однако митрополит категорически отказал в помощи умирающему режиму.
Этот эпизод ясно демонстрирует пассивность и политическую близорукость высшего руководства Русской православной церкви накануне падения монархии. Вместо решительных действий, направленных на сохранение государственности, Церковь предпочла выждать развитие ситуации, что стало фактором ослабления позиций династии Романовых и ускорило победу революции.
27 февраля обер-прокурор Николай Раев обратился к членам Синода с просьбой поддержать монархию, подчеркивая необходимость сохранения традиционной системы управления страной. Однако члены Синода отказались сделать это, утверждая, что источник проблемы неясен и трудно определить, кто именно виноват в сложившейся ситуации.
Интересно отметить, что всего через два дня, буквально накануне отречения Николая II, состоялась закрытая встреча высших представителей Синода и некоторых деятелей белого духовенства. Эта группа приняла решение незамедлительно наладить контакт с руководством Думы, признавая таким образом законность формирующегося революционного органа власти.
Уже первое заседание Синода после свержения монархии прошло в атмосфере полной гармонии с новыми властями. Новый обер-прокурор Львов сообщил собравшимся, что государство намерено освободить Церковь от прежних ограничений, обеспечив ей свободу действий. Иерархи радостно встретили эту новость, выразив полное доверие представителям новой власти и вынесли в архив царское кресло – оно предназначалось исключительно для царя и находилось рядом с креслом председательствующего.
Кроме того, спустя всего сутки после отречения царя Синод издал распоряжение, согласно которому молитвы за императорскую семью больше не произносились в храмах столицы. Затем последовало публичное объявление, призывающее народ доверять Временному правительству и сотрудничать с ним.
Эти события показывают, насколько быстро и решительно руководство Русской православной церкви перешло на сторону новых властей, продемонстрировав свое стремление приспособиться к меняющимся политическим условиям. Ради этого они даже забыли, что царь помазанник Божий.
Отделение церкви от государства: начало реформы школы
Процесс отделения религиозной сферы от светского образования начался ещё до прихода к власти большевиков. Первая попытка провести такую реформу относится ко временам существования Временного правительства. Ещё летом 1917 года начались процессы передачи церковно-приходских школ под контроль Министерства народного просвещения. Такая инициатива исходила от либерального крыла депутатов Государственной думы, однако первоначально закон не получил одобрения Государственного совета.
Важно отметить, что сама идея отмены обязательного предмета "Закон Божий" не входила в планы Временного правительства. Остается загадкой, каким образом развивались бы события дальше, если бы политическая обстановка стабилизировалась.
Сегодня многие исследователи указывают на тот факт, что отделение религии от школьной программы действительно стартовало задолго до Октябрьской революции, став следствием длительного конфликта между консерваторами и представителями прогрессивных взглядов.
Церковная революция
Летом 1917 года в среде русских православных богословов и клира начали формироваться группы, выступавшие за реформы и обновление церковной структуры. Сторонников такого движения часто называли "церковными прогрессистами". Основные цели и идеи, которых они придерживались, включали:
Демократизацию внутренней организации: Прогрессисты стремились изменить структуру управления церковью, делая её более демократичной и представительной. Одной из главных целей было создание Поместного собора, который смог бы выработать основные принципы обновления церковной жизни.
Свободное избрание священнослужителей: среди предложений были идеи введения свободных выборов епископов и настоятелей храмов, отказа от назначения кандидатов сверху. Это должно было повысить ответственность служителей и укрепить доверие прихожан.
Поддержка социального равенства: Некоторые деятели видели важность вовлечения низших слоёв общества в дела Церкви, включая бедняков и рабочих. Отмечалась необходимость активного участия мирян в управлении приходскими делами.
Модернизация богослужения: была выдвинута идея упрощения и модернизации литургических практик, сближающих Церковь с повседневной жизнью народа. Такие изменения могли включать использование понятного народу русского языка взамен устаревшего церковнославянского.
А что же решил Ленин
Что касается Владимира Ильича, то он, встав во главе государства, позволил восстановить патриаршество (мог и не позволить) в надежде на рабочие и спокойные отношения с церковью, в которых был заинтересован. Он позволил произойти церковной революции, когда некоторые епископы сочли патриарха Тихона выскочкой и самозванцем и ушли от него в раскол.
От тихоновцев откололись обновленцы, григориане, викториане, сергиане, Агафангел с клиром. Русская правоверная церковь (православной она стала в 1943 году, пусть скажут спасибо товарищу Сталину) раскололась на многочисленные осколки.
Часть епископов во главе с Антонием Храповицким покинула Россию и основала церковь за границей. Обновленцы и сергиане сотрудничали с Советской властью, тихоновцы поддержали и воевали на стороне белого движения.
Сергиевская церковь в СССР
В советский период церковь возглавил Сергий (Страгородский), который в 1943 году был избран патриархом, а церковь стала именоваться православной. В этот период была симфония власти и церкви.
После 1991 года к власти в церкви пришли тихоновцы, которые объявили сторонников Сергия еретиками, заявили о якобы гонениях на церковь (не понятно только на какую).
Тихоновцы на тот период были политическими преступниками и страдали они не за веру во Христа, а за уголовные преступления. Однако, находясь у власти с 1991 года, они продолжают занимать клеветническую позицию по отношению к СССР.
Их политика осуществляется под диктовку Русской Зарубежной церкви, отсюда и прославление императорской семьи, и все мероприятия, связанные с восхвалением имперской России и как бы подготовка России к монархии.