Закончился третий семестр моего обучения во ВГИКе. Остался ещё один. Последние месяцы я занималась онлайн дважды в неделю - по понедельникам и средам. Несколько раз я ездила во ВГИК, чтобы присутствовать на занятиях лично, но тяжеловато это для меня. После рабочего дня ехать на другой конец Москвы, сидеть 2,5 часа на занятии, а потом ехать почти полтора часа домой. Приезжала я в районе 23.00, точнее, притаскивалась. Семья недоумевала. Поэтому я закончила эти героические поездки.
Третий семестр прошел гораздо менее напряженно, чем второй. Весной мы писали этюды без остановки, в неделю я могла придумать и написать 2-3 истории, коротко, да, но ведь это надо придумать! Героев, конфликт, ситуацию. Я почти всё время думала об этих своих сюжетах, было тяжеловато.
На лето у нас было задание - написать сценарий полнометражного фильма (90 минут, около 100 страниц сценария) на основе пьесы Островского "Таланты и поклонники". Особенность в том, что нужно было сохранить героев и их отношения, но перенести их в современность. Естественно, я большую часть лета ничего не делала, придумывала, но не записывала. Непосредственно сценарий написала за 4 дня, один из них сидела с утра и до позднего вечера за компом.
Своим сценарием я была довольна. Я изначально прилично заморочилась, чтобы написать не просто учебный сценарий, а такой, который можно было бы потом показать продюсерам (сразу скажу - мне это не удалось:)). Мастера мою работу хвалили, но знаете как: "Женя, всё отлично ты написала, вообще круто, только надо кое-что переписать". И оказалось, что переписать надо примерно всё. Впрочем, замечания были по делу, и я взяла их на заметку. Переписывать не стала пока, но в голове держу, что если придется - смогу доработать текст.
Осенью мы ничего практически не писали, а разбирали чужие сценарии. Красота! Читаешь - обсуждаешь, читаешь - обсуждаешь. И, на самом деле, понимать систему персонажей и их взаимодействия в других сценариях - это тоже важно и тоже опыт. Так проходит половина занятий.
Вторая половина - лекции. Теория кинематографа, которая началась аж от греческой мифологии. Мне понравилась мысль, связанная именно с тем периодом: греческая мифология умерла в тот момент, как мифы были записаны. Живая ткань мифотворчества была зафиксирована, а значит, потеряла способность изменяться. Это относится к любому устному фольклору, но как-то в отношении именно греческих мифов меня проняло.
Сейчас мы уже говорим о современном кинематографе. И вот тут я хотела бы рассказать о важном свойстве хорошего кино. Даже так - ХОРОШЕГО КИНО. Хороший режиссер в реальной жизни находит некие признаки, которыми наделяет своих героев или ситуации, происходящие с ними, что в этих героях и ситуациях зритель видит что-то бОльшее. То есть в кино мы видим частность, но хорошие создатели фильмов делают так, что в частности мы видим общее. По одному маленькому кусочку паззла действительности зритель может воссоздать в своем воображении всю картину целиком.
И дальше интересные постулаты, не мои, переписываю вам из лекции:)) Когда это "частное" создает режиссер-гений, то это "общее" достраивается у всех зрителей одинаково. Если частность изображает просто хороший режиссер, то тогда общее одинаково у большинства зрителей. Если деталь видят все, а общая картина создается у всех разная, - значит, режиссер так себе.
Именно об этом я думала, когда ломались копья под моим недавним постом про девочку и бабушку в магазине. Я написала о том, что девочка сказала своей родительнице "ты чокнулась?", а та никак не отреагировала. Я нарочно не стала делать никаких выводов конкретно об этой семье, потому что я не знаю - случайность это или закономерность, я сделала общий вывод. Что если маленький ребенок говорит слово "чокнулась", то он с огромной долей вероятности слышал это слово в семье, и оттуда же знает, как оно употребляется.
Однако маленькая деталь, которая была призвана проиллюстрировать большую ситуацию, большое обстоятельство нашей жизни, оказалась для многих кусочком разных паззлов. Понятное дело, что всегда есть нюансы и исключения, но всё-таки для меня фраза "всё идет из семьи" скорее правдива, чем нет. И даже несмотря на то, что я описала и "частное", и "целое" - всё равно зритель читатель увидел "целое" по-своему. Исходя из своего жизненного опыта, чувства противоречия и прочих причин. Были и те, кто разделил со мною видение целой картины, но активны были как раз те, кто нет.
Значит, делаю вывод, я ещё не очень хороший режиссер и сценарист своих изобразительных заметок. Не такие слова подобрала, не отразила какие-то оттенки, чтобы вы увидели и поняли эту парочку моими глазами. Что ж, я ещё только учусь:))
Кстати, в моей учебе мне очень помогает навык написания длинных текстов и умение держать в голове сюжетную линию. Оказалось, что для тех моих одногруппников, кто не пишет прозу, именно это стало самой большой сложностью.
К слову, группа наша теперь стала совсем маленькая. Мы начинали группой в 22 или 23 человека, не помню. Сейчас нас 9, на занятия ходят 6-7 человек. Есть ощущение, что к выпуску нас останется человек 5. Ну, потому что для получения диплома нужно будет написать ещё два сценария "полного метра". Это много, это серьёзная работа. Я даже насчет себя не уверена, про других судить мне ещё труднее. Пока мы написали заявки на первый из этих фильмов, Мастера сделали свои замечания, можно начинать писать.
Кстати, пользуясь случаем обращаюсь, скорее, к коллективному опыту, нежели коллективному разуму. Представим ситуацию: женщина 40 лет решила во что бы то ни стало найти своего старшего брата по отцу. Отец был любовником матери, она его никогда не видела, но знала, кто отец, и знала, что брат есть. Какая может быть мотивация у этой женщины? Что может её к этому подтолкнуть? Варианты могут быть самые разные - от необходимости найти родственника для того, чтобы распознать генетическое заболевание ребенка (знаю такую историю) до предсказания гадалки. Можно фантазировать, но мотив должен быть весомым. "Просто хочется" - такое моих преподавателей не устроило:)
Буду рада любым вариантам!