Найти в Дзене
Учительская

Медсестра для первоклашки: почему новые правила Минздрава коснутся каждой школы и каждого родителя

«Мама, а наша Таня Васильевна (медсестра) больше не придет?» - этот вопрос второклашки после новости об увольнении школьного фельдшера заставил меня, родителя и журналиста, копнуть глубже. Оказалось, Татьяна Ивановна, проработавшая в школе 15 лет, ушла не просто так. Её нагрузка стала абсурдной: профосмотры, прививки, документация по новым СанПиНам, а теперь ещё и... сопровождение детей с ОВЗ, на которое нет отдельного штата. Школа искала замену месяц. Пока искала, на линейке ребёнку стало плохо — помогала учительница, у которой в это время должен был быть урок.

Взято из: Яндекс Картинки
Взято из: Яндекс Картинки

Эта история — не частный случай. Это симптом. И пока мы, родители и учителя, гасим локальные пожары, Минздрав тихо подписывает изменения, которые этот пожар могут раздуть до масштабов всей системы. Или... дать нам новый инструмент для его тушения.

О чём вообще речь?

Минздрав доработал проект приказа о наставничестве для молодых медиков. Выпускников колледжей и вузов теперь обязательно будут трудоустраивать на основное место работы и прикреплять к опытному наставнику на срок до 3-х лет. Главное: делать это будут во всех учреждениях, участвующих в программе госгарантий (ОМС).

А при чём тут наша школа и мой ребёнок? — спросите вы. Вот здесь и начинается самое интересное.

Школа — тоже «учреждение, оказывающее медицинскую помощь» в рамках госгарантий. Школьный медкабинет, даже самый скромный, — это часть этой системы. И согласно букве нового документа, он идеально подходит для отработки молодых специалистов: педиатров, медсестер, фельдшеров.

Здесь я предлагаю отойти от эмоций и посмотреть на цифры и логику.

Сценарий №1 (Кошмарный). Молодой выпускник, которому «надо отбыть» год-два наставничества, приходит в нашу перегруженную школу. У него нет огня в глазах, только обязаловка. Он не знает специфики школьной медицины, детской психологии, работы с бумагами Роспотребнадзора. Наставник у него — заведующий поликлиникой, который приезжает раз в квартал.

Итог: профосмотры превращаются в формальность, реакции на экстренные случаи замедляются, учителя вынуждены выполнять несвойственные им функции. Качество медицинского сопровождения наших детей падает.

Сценарий №2 (Рациональный, но требующий усилий). Что, если использовать этот закон как шанс? Школа получает не «отбывающего срок», а дополнительную пару рук и свежие знания. При грамотном встроенном наставничестве внутри школы (опытная медсестра + молодой специалист) мы можем наконец закрыть вечную проблему нехватки кадров. Проводить больше профилактической работы, лучше отслеживать здоровье детей, разгрузить учителей. Это возможно, только если система образования и здравоохранения начнут работать на стыке, а не перекидываться кадрами, как горячей картошкой.

Парадоксальный ракурс: Это не про медицину. Это про нас с вами.

Главный вопрос, который ставит этот приказ, даже не медицинский. Он кадровый и управленческий. Государство явно взяло курс на жёсткое закрепление молодых специалистов на местах через институт наставничества. Медицина — первый опыт.

А что, если завтра такой же проект внесёт Минпросвещения?Отработка в сельских школах, малых городах для молодых учителей с обязательным наставничеством — звучит уже не так фантастично, правда? Смотрим на статистику ВПР и Рособрнадзора: разрыв между городскими и сельскими школами огромен. Нехватка педагогов в регионах — критическая. Логика чиновника проста: раз работает для медиков, сработает и для учителей.

Что делать нам — учителям и родителям?

1.  Не паниковать. Но быть в курсе. Читать не только приказы Минпроса, но и смежных ведомств.

2.  Задавать вопросы. На ближайшем родительском собрании спросите директора: как укомплектован медпункт? Есть ли планы по участию в программе наставничества? Готовы ли в школе к приёму нового специалиста?

3.  Учителям — смотреть вперёд. Ваша опытность может вскоре стать не просто вашим достоинством, а официальной нагрузкой  (с доплатой или без — большой вопрос). Иметь методичку по наставничеству в заднем кармане — уже не блажь, а стратегия.

4.  Объединять усилия. Эффективное наставничество требует ресурсов: времени, пространства, денег. Школа+поликлиника+родительский комитет — вот формула, которая может превратить угрозу в возможность.

Закрытый приказ одного ведомства стал зеркалом для всей системы работы с молодыми кадрами в социальной сфере. В него уже смотрится медицина. Завтра — образование.

А вы как думаете — это для нас, в школе, шаг вперёд к стабильности кадров или шаг в пропасть формализма и выгорания? Готовы ли мы брать наставничество над молодыми не только как моральный долг, но и как будущую обязанность?

#Минздрав #наставничество #образование #школа #здоровьедетей #младшиешкольники #учителя #родители #новыеправила #кадраобразование #педагогика #медицинавшколе #законодательство #аналитика #чтопроголосуете