Отчетность KMAZ за 9 месяцев 2025. И тут есть над чем почесать затылок. Выручка просела, а убыток вырос в разы. Лис не любит быть гонцом с плохими вестями — но, уж как есть. Однако можно найти и семена для будущего роста, особенно в свете новых проектов. Наш вердикт по итогам глубокого анализа: 2 балла из 5. Акции ПАО "КАМАЗ" (KMAZ) не включаются в “Инвестиционную Копилку Foxbonza”. Не является инвестиционной рекомендацией!
О компании
ПАО "КАМАЗ" (KMAZ) — флагман российского грузового автомобилестроения, производитель грузовиков, двигателей, автокомпонентов. Компания занимает лидирующие позиции на рынке тяжелой коммерческой техники в России. Помимо основной деятельности, ведет металлургическое производство, инструментальное производство и научные разработки. На момент публикации количество выпущенных акций составляет 707 229 559 штук, цена акции — 84,20 рубля. Капитализация компании: примерно 59 550 млн. рублей.
Что нравится Лису в отчете
Рост денежной подушки. Несмотря на убыток, компания нарастила объем денежных средств и эквивалентов на 44.8% — с 46.8 млрд руб. на конец 2024 года до 67.8 млрд руб. на 30.09.2025.
Рост в сегменте НИОКР. Капитальные вложения в создание нематериальных активов (преимущественно результаты исследований и разработок) за 9 месяцев 2025 года составили 20.7 млрд руб., что сопоставимо с уровнем прошлого года (19.4 млрд руб. за 9 мес. 2024), подтверждая focus на инновации.
Структура долга демонстрирует сдвиг в сторону долгосрочных обязательств. Долгосрочные заемные средства выросли на 21.8% (со 139.1 до 169.4 млрд руб.), в то время как краткосрочные сократились на 15.5% (с 87.1 до 73.6 млрд руб.), что может улучшать финансовую устойчивость в среднесроке.
Что настораживает лисий хвост
Обвал финансового результата. Чистый убыток ПАО "КАМАЗ" (KMAZ) за 9 месяцев 2025 года составил 29.1 млрд руб., что в 7.6 раз больше убытка за аналогичный период прошлого года (3.8 млрд руб.).
Убыток от продаж углубился с -1.0 до -11.9 млрд руб. При этом выручка сократилась на 11.2% — с 228.8 до 203.1 млрд руб. Рост себестоимости продаж (-7.1%) отстал от падения выручки, но этого было недостаточно для прибыльности.
Рост процентных расходов к уплате — на 96.1% до 28.3 млрд руб., что съедает операционный доход и прямо указывает на давление долговой нагрузки.
Взгляд в будущее
Данные отчета ПАО "КАМАЗ" (KMAZ) рисуют картину маслом болезненной трансформации. Значительные капвложения в НИОКР (особенно в "результаты исследований и разработок") и активная эмиссия биржевых облигаций в 2025 году (серии БО-П14, БО-П15, БО-П16, БО-П17) косвенно подтверждают большие планы по электромобилю "Атом". Лисья логика подсказывает: компания финансирует амбициозный новый проект в период просадки основного бизнеса, что объясняет рост долга и убытков. Успех этой стратегии целиком зависит от будущих продаж "Атома" и способности грузового сегмента стабилизироваться. В отчете прямых сроков или прогнозов окупаемости естественно нет — это "бухгалтерский" отчет по РСБУ.
Вывод
На основании глубокого убытка, падающей выручки и высокой долговой нагрузки, усугубленной затратами на новый проект, акции ПАО "КАМАЗ" (KMAZ) не включаются в Инвестиционную Копилку Foxbonza. Финансовое состояние характеризуется стрессом, несмотря на рост ликвидности. Однако лис будет пристально следить за этим активом в "Foxbonza Коллекции" из-за его системной важности для экономики и потенциально революционного для компании продукта — электромобиля "Атом".
Инфографика
Итоговый рейтинг компании: 2 из 5.
Блок: Динамика акции (Средняя оценка блока: 2 из 5)
Блок: Финансовые показатели и мультипликаторы (Средняя оценка блока: 2 из 5)
Рост выручки: Оценка 2/5. Значение: 203.1 млрд руб. (за 9 мес. 2025), изменение: -11.2%. Расчет: (203.1 - 228.8) / 228.8 100%.
Чистая прибыль: Оценка 1/5. Значение: -29.1 млрд руб. (убыток), изменение: убыток вырос в 7.6 раза. Расчет: (-29.1 - (-3.8)) / (-3.8) 100% = +665.8% (рост убытка).
Свободный денежный поток (FCF): Оценка 3/5. Значение: +20.97 млрд руб. (сальдо денежных потоков за период). Расчет: 20 974 687 тыс. руб. (строка 4400). Положительный FCF достигнут в основном за счет притока от финансовой деятельности (займы).
Рентабельность по EBITDA (Margin): Оценка 1/5. Значение: отрицательная (EBITDA не представлена напрямую, но операционная прибыль до вычета процентов и налогов глубоко отрицательна).
Net Debt/EBITDA (Чистый долг/EBITDA): Оценка 1/5. Значение: не может быть рассчитано из-за отрицательной EBITDA. Совокупный долг (1410+1510) = 243.0 млрд руб. Денежные средства = 67.8 млрд руб. Чистый долг = 175.2 млрд руб.
ROA (Рентабельность активов): Оценка 1/5. Значение: -5.5%. Расчет: -29.1 / ((528.9 + 498.0)/2) 100%. (Использованы данные на 30.09.25 и 31.12.24). ROE (Рентабельность собственного капитала): Оценка 1/5. Значение: -41.0%. Расчет: -29.1 / ((70.9 + 100.0)/2) 100%.
P/S (Капитализация/Выручка): Оценка 3/5. Значение: ~0.29. Расчет: 59.55 / (203.1 / 9 12) [капитализация/годовая выручка, спроецированная по итогам 9 мес.]. P/E (Цена/Прибыль): Оценка 1/5. Значение: отрицательный (убыток). P/B (Цена/Балансовая стоимость): Оценка 3/5. Значение: ~0.84. Расчет: 59.55 / 70.9.
EV/EBITDA (Enterprise Value/ EBITDA): Оценка 1/5. Не может быть рассчитан из-за отрицательной EBITDA.
Блок: Дивиденды (Средняя оценка блока: 1 из 5)
Прогнозируемая дивидендная доходность: Оценка 1/5. Значение: 0%. Расчет: выплаты дивидендов за отчетный период не производились, компания несет убыток.
Коэффициент выплат по Положению о дивидендах (Payout Ratio): Оценка 1/5. Значение: 0%. Выплата дивидендов не производится из-за убытка.
История выплат: Оценка 2/5. Судя по отчету об изменениях капитала, в 2024 году дивиденды выплачивались (3.2 млрд руб.), в 2025 году за 9 месяцев — нет.
Блок: Факторы роста (Средняя оценка блока: 3 из 5)
Ключевой фактор роста, явно не прописанный в данной отчетности, но подтверждаемый капвложениями в НИОКР и рыночными новостями — запуск электромобиля "Атом" с целевыми показателями в 2026 году. Это потенциальный драйвер выручки в новом сегменте. Оценка: 3/5.
Способность менеджмента использовать факторы: Менеджмент демонстрирует решимость, привлекая финансирование и инвестируя в новый проект даже в убыточный период. Однако текущее падение операционной эффективности в основном бизнесе ставит под вопрос сбалансированность стратегии. Оценка: 2/5.
Блок: Оценка рисков (Средняя оценка блока: 2 из 5)
Финансовые риски: Очень высокие. Растущая долговая нагрузка (243 млрд руб. займов) и гигантские процентные расходы на фоне убытков создают риск долговой ловушки. Оценка: 1/5.
Отраслевые риски: Высокие. Данные по рынку (падение продаж тяжелых грузовиков на 56% за 11 мес. 2025) подтверждают сильный циклический спад в ключевом сегменте компании. Оценка: 2/5.
Операционные риски: Высокие. Успех новой линейки "Атом" непредсказуем, требует огромных затрат и создает зависимость от одного рискованного проекта. Оценка: 2/5.
Спасибо, что дочитали до конца! Помните, даже самый хитрый лис иногда ошибается — всегда делайте собственный "разнюх". Этот материал не является инвестиционной рекомендацией!